После двух лет начинается период отрицания. Впервые в речи ребенка появляется «нет», «не хочу, «не буду». Самым ярким примером этого обострения было для меня, когда мой двухлетний сын в предновогодний период ходил и пел: «Маленькой НЕ елочке НЕ холодно зимой. Из лесу НЕ елочку НЕ взяли мы домой. НЕ бусы повесили, НЕ встали в хоровод»
Какие должны быть действия родителей?
ВАРИАНТ ШУТЛИВЫЙ.
«Нехочуха». Предлагаю вам познакомить ребенка с Нехочухой. Нехочуха – это такой ребенок, который ничего не хочет. Можно рассказать сказку про Нехочуху, который ничего не ходил и поэтому не пошел гулять, не играл и т.д. Я предлагаю вам один из вариантов сказки про Нехочуху. После того как ребенок познакомился с Нехочухой, можно использовать этого героя в случаях «обострения Нехочухи». Например, вы можете шутливо сказать: «К нам пришел Нехочуха? Он совсем ничего не хочет?». Как правило, ребенок начинает отрицать свою принадлежность к Нехочухам. Тогда вам остается сказать: «Здорово, что Нехочуха убежал, давай тогда собираться гулять/купаться/обедать».
СКАЗКА ПРО НЕХОЧУХУ
Жил-был маленький Нехочуха. На самом деле, его звали Витя. Нехочухой его прозвали потому, что на все вопросы он всегда отвечал «Не хочу». Мама утром будит Нехочуху и говорит: «Сынок, доброе утро, вставай, будем завтракать». А Нехочуха отвечает: «Не хочу!». Позавтракали Мама и Папа вдвоем. А Нехочуха в кровати лежит. Папа говорит: «Пойдем на улицу в мячик играть». А Нехочуха свое: «Не хочу». Пошли Мама и Папа вдвоем в мячик играет. А Нехочухе скучно стало, он на них в окно смотрит. Мама и папа поиграли в мячик, веселые домой пришли, довольные. А Нехочуха сердится, скучно ему было дома одному сидеть. Рад он Маме и Папе, но виду не подает. Сидит, ждет, что ему еще предложат. Мама заглянула в комнату к Нехочухе и сказала: «Мы обедать садимся, приходи, если голоден». Не пошел Нехочуха. А Мама и Папа сели обедать, суп едят, но не смеются, молча сидят. Совсем грустно стало Нехочухе. Встал он в дверях, но в комнату не заходит, на Маму и Папу смотрит. Увидел Папа Нехочуху, подошел к нему, присел перед ним на корточки, взял за руку и прямо в глаза посмотрел: «Грустно нам без тебя обедать, садись-ка ты с нами». И за руку к столу отвел, супу налил. Хорошо стало Нехочухе, весело. Дружно они пообедали. С тех пор Нехочуха все реже вредничал.
ВАРИАНТ СЕРЬЕЗНЫЙ.
Важно услышать ребенка. Отреагировать. И отнестись с уважением к выбору ребенку. Но это не значит согласиться. Вы можете отвлечь ребенка от действия, которое ему не хочется делать, перенаправить его внимание: «Ты не хочешь идти спать? Давай, ты ляжешь в кроватку, а я почитаю тебе книжку или расскажу сказку». Можно заинтересовать ребенка неиспользованными возможностями: «Хорошо, давай не пойдем гулять. Жалко только, что в мяч дома не поиграть и на качелях не покататься…».
ВАРИАНТ МАНИПУЛЯТИВНЫЙ (ПРИЕМ «ИЛЛЮЗИЯ ВЫБОРА»).
Этот прием очень прост. Вы не просите ребенка что-либо сделать. Вы просто предлагаете ему выбрать из двух вариантов, каждый из который подходит вам. Например, вы спрашиваете: «Ты пойдешь в садик в синей или красной футболке?». Ребенок переключает свое внимание на выбор футболки и даже не задумывается над тем, что ключевое в ваших словах – это то, что он собирается в детский сад.