Чехословацкая мотоколяска Velorex с мотором от мотоцикла «JAWA»
Velorex – марка, хорошо знакомая любому советскому любителю мотоциклов, особенно чехословацких. Боковой прицеп – коляска производства Velorex был популярной опцией для мотоцикла. Но известна эта фирма не только боковыми прицепами, были еще и коляски с моторчиком.

В 1950 году, после нескольких лет работ над созданием простого автомобиля, появился «Оскар». По сути это была мотоколяска, или трицикл с закрытым кузовом. Подобная техника пользовалась хорошим спросом в разорённой послевоенной Европе, вот братья Франтишек и Моймир Странские решили сделать популярный на то время аппарат.

Для удешевления машины её кузов сделан максимально простым, и чем-то напоминающим багги. Это пространственная рама, одновременно служившая силовой клеткой кузова – монокока. Тут проще один раз увидеть её конструкцию, чем читать пару абзацев разных букв.

Изначально братья Странские хотели обшивать своего «Оскара» алюминиевым листом, что было бы удобно, надёжно и в целом логично. Хорошая коррозионная стойкость, малый вес.

Первые опытные образцы были с алюминиевой обшивкой, но послевоенный дефицит тонкого стального, и тем более алюминиевого листа заставил их искать другой материал для кузова. И они нашли необычное решение – применили нечто напоминающее парусину с прорезиненным верхним покрытием, что-то типа современной «эко-кожи».

Мотоциклетный двухтактный мотор установлен в задней части, коробка передач четырёхступенчатая, цепной привод на единственное заднее колесо. Любопытной особенностью было отсутствие задней скорости и реверсного редуктора, поэтому самым простым вариантом было откатить мотоколяску вручную. На случай, если это было затруднительно, предусматривалась специальная опция – мотор можно было запустить в обратную сторону, и таким образом, ехать назад.

Объем двигателей Велорексов варьировался от 250 до 350 см3, в 1963 году, в ходе модернизации, появился диностартер. Моторы с коробками, кстати, от мотоциклов «JAWA».

Мотоколяска Велорекс продержалась в производстве довольно долго, выпуск прекратился лишь в 1971 году, общий тираж, правда, оказался скромным, около 15 тыс. экземпляров.

Как вы догадываетесь, мягкие панели кузова были недолговечны, сама рама тоже не сильно сопротивлялась коррозии, поэтому до наших дней уцелело немного этих забавных аппаратов, а те что есть, разбавлены качественно сделанными репликами.

©