Caмaя cлaдкaя жeнщинa coвeтcкoгo кинo

Мелодраму режиссёра Владимира Фетина «Сладкая женщина» (1976) в первый год после выхода посмотрело больше 30 миллионов зрителей, она заняла 12 место в списке лидеров кинопроката.

Фильм закрепил за Натальей Гундаревой статус талантливой актрисы и поистине звёздной исполнительницы,

а ещё подарил крылатое выражение — то самое «сладкая женщина».


Вероятно, лента ещё в момент рождения была обречена на славу, ведь сценарий по собственной повести написала Ирина Велембовская, автор легенды советского кино, мелодрамы «Женщины» (1966).

Велембовскую вполне можно считать одной из родоначальниц жанра «женская проза», хотя в середине века в стране он популярностью не пользовался.

Но писательнице всё равно удавалось создавать правдивые, понятные и близкие читателям, а особенно читательницам, женские образы, многие из которых очень удачно потом перешли в кино.

Сценарий Велембовской оказался на «Ленфильме», где за постановку взялся Владимир Фетин.

В его фильмографии уже были работы разных жанров, но такой совершенно мелодраматической картины ещё не было.

Главную роль Анны Доброхотовой, работницы кондитерской фабрики и сладкой во всех отношениях женщины, Фетин традиционно отдал жене, актрисе Людмиле Чурсиной, а на роль её супруга Николя Кушакова пригласил Петра Вельяминова, актёра удивительной судьбы.

Вельяминова, который даже не имел специального образования, заметили в провинциальном театре режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Они искали главного героя в будущую эпопею «Тени исчезают в полдень» (1971). Вельяминов показался им кандидатом подходящим, его пригласили и случилось чудо:

Пётр моментально стал любимцем зрителей и одним из ярчайших актёров, за которого режиссёры вступали в схватки.

Кадр из фильма. Пётр Вельяминов

Начав карьеру в 1971, Вельяминов всего через пять лет уже снялся в восьми фильмах! Одно его имя в титрах уже гарантировало зрительский интерес. Любопытно, что Петр Вельяминов почти никогда не играл отталкивающих героев, отрицательные персонажи в его фильмографии — большая редкость.

Кадр из фильма. Наталья Гундарева и Олег Янковский

В роли последнего (по крайней мере, на экране) возлюбленного Анны Фетин увидел Владимира Высоцкого. Высоцкий очень хотел сыграть Тихона Соколова, но был занят в театре и на съёмках музыкального фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). По просьбе Владимира Фетина и режиссёр Театра на Таганке Юрий Любимов, и режиссёр мюзикла Александр Митта пошли навстречу Высоцкому и готовы были предоставить ему выходные дни и свободные часы для работы в «Сладкой женщине», но тот, адекватно оценив свои возможности, в итоге всё-таки отказался сам. Тогда появилась новая кандидатура — Олег Янковский, которого и утвердили.


Фото со съёмок. Наталья Гундарева и Олег Янковский

С началом съёмок Фетин получил новую проблему — Людмила Чурсина поняла, что роль Ани не для неё. И сама предложила супругу посмотреть на молодую московскую актрису Наталью Гундареву.

Наталья тогда переживала кризис:

в 1972 году она снялась во второстепенной роли в мелодраме «Здравствуй и прощай» и была в ужасе от собственного вида на экране. При этом и зрители, и критики актрисой единогласно восхищались, но Гундареву это не успокаивало.

Фото со съёмок. Наталья Гундарева

Даже предложение Фетина она восприняла скептически, не успех не рассчитывая. Но режиссёр был настойчив, вызвал Наталью на пробы и быстро утвердил. И не прогадал. Как, впрочем, не прогадала и Наталья Гундарева, решившаяся на первую главную роль в жизни:

«Сладкая женщина» в одночасье вознесла её на колоссальную высоту и на ближайшие десятилетия Наталья окажется в числе самых любимых и снимаемых актрис.

Кадр из фильма. Наталья Гундарева

По сюжету перед зрителями проходит большая часть жизни Анны. Сначала она — совсем молодая, в чём-то наивная девушка, но уже хваткая и практичная, а в финале ленты это уже женщина за 40, многое повидавшая и пережившая, не утерявшая оборотистости, но всё ещё ждущая любви.

Кадр из фильма. Наталья Гундарева

Самой Наталье было в момент съёмок 28 лет, так что на площадке ей приходилось то молодиться, то стариться.

И это ей тоже отлично удалось: Аня-девушка смотрит на мир, распахнув глаза, заедая будни сладостями, которые она обожает. Анна Александровна уже куда более рациональна, в её глазах уже нет наивности, но есть хитрость, проворство, умение искать (и находить!) выгоду.


Фото со съёмок. Наталья Гундарева

В других заметных ролях в фильме Владимир Фетин снял Римму Маркову, Нину Алисову, Светлану Карпинскую, Георгия Корольчука. А в роли несостоявшегося свёкра Анны появился Фёдор Никитин, патриарх советского театра и кино, который карьеру начал в 1918 году и был сталинским лауреатом.

Кадр из фильма. Светлана Карпинская

Фильм «Сладкая женщина» сразу же стал кинохитом и даже сегодня числится в списке часто показываемых картин. Режиссёр Владимир Фетин и Наталья Гундарева смогли создать образ многозначный, жизненный и достоверный.


Анна вроде бы и неглупа, трудолюбива, старательна, настойчива и целеустремлённа. Она умеет и хочет любить, но порой её рациональность затмевает всё прочее.

Нельзя сказать, что эта героиня неприятная, отрицательная, напротив, местами она вызывает симпатию и сочувствие. Но вот мужчины ей попадаются всё какие-то не те. Встретила бы она по молодости такого же кавалера, как она. С теми же целями, с той же хваткой и цепкостью, с тем же умением вертеться и желанием жить в максимальном комфорте.

И была бы, наверное, это история вполне успешной и счастливой семьи, где оба супруга бодро шагают к единой цели.

Да, мещанской, обывательской, может, даже примитивной, но единой. А вы как думаете?



По материалам — Клуб «Советские фильмы»

©



✉ Для подписки на сайт, введите e-mail:




Смотрите также: