«Бeлoe coлнцe пуcтыни» — кaк из oбычнoй «aгитки» пoлучилcя фильм нa вce вpeмeнa

30 марта 1970 года сразу в нескольких крупных кинотеатрах Москвы прошла премьера легендарного советского художественного фильма «Белое солнце пустыни».


Картина сразу же понравилась зрителям и уже более полувека является одной из любимейших кинолент за всю историю советского кинематографа.


Судьба у фильма была непростой. После ошеломительного успеха «Неуловимых мстителей» в середине 1967 года в Госкино СССР было принято решение снять еще один подобный сюжет в стиле истерн. В соответствии с этим поручением, через три месяца Андрей Михалков-Кончаловский и Фридрих Горенштейн представили художественному совету киностудии «Мосфильм» сценарий будущего фильма «Басмачи».

Сценарий имел явные признаки голливудских боевиков, в котором члены худсовета нашли элементы героизации басмачей и недостаточный упор на важность победы социализма в Средней Азии. К работе над сценарием подключили новых соавторов, и через месяц, в ноябре 1967 года, был готов уже второй вариант с рабочим названием «Пустыня».


Но и этот сценарий подвергся критике. Дело в том, что на втором этапе к работе над сценарием присоединился будущий режиссёр фильма Владимир Мотыль. Позже он вспоминал, что хотел снять классический вестерн, но не путем подражания американцам, а развить успех уже достигнутый Кеосаяном, при этом усилив приключенческую сторону картины.


Но после многочисленных правок сценария по требованию худсовета, в итоге получился историко-революционный сюжет, который, тем не менее, сильно отличался от других сюжетов этого жанра.


Итак, в середине сентября 1967 года сценарий был утверждён и включен в план работы на 1968 год. Чуть позже, по предложению заместителя председателя Госкино Владимира Баскакова, название картины было изменено на «Белое солнце пустыни». Владимир Мотыль лишь приветствовал это новое название фильма.

Уже в январе была утверждена смета будущего фильма, и работа над картиной началась с подбора актёров. О том, как проходил выбор исполнителей и какие события сопровождали этот процесс, следует описать в отдельной статье, и думаю, что в ближайшее время мы об этом расскажем, так как среди наших друзей есть человек, которые принимал непосредственное участие в этом.

Если кратко, то из предварительного списка режиссёра в окончательный состав исполнителей никто не попал. Но тем не менее, через два месяца был утвержден состав актёров, и съёмки начались.


По графику, утверждённому первоначально, премьера фильма должна была пройти перед ноябрьскими праздниками в том же 1969 году. Но уже летом по ходу съёмок стало понятно, что вряд ли удастся этот план осуществить.



Были две основные причины, из-за которых съёмки шли с многочисленными задержками. Во-первых, Владимир Мотыль не смог получить необходимое оборудование для производства, так как почти все производственные резервы киностудии «Мосфильм», на которой первоначально начинали снимать фильм, были переданы на съёмки грандиозной эпопеи «Освобождение».

В Госкино эту проблему исправили подключением к съёмкам киностудии «Ленфильм», которая должна была поделиться своими ресурсами, но и этого было не достаточно.


На съёмках фильма «Белое солнце пустыни» (1969). Вот так приходилось выходить из положения при отсутствии нужного оборудования.

Во-вторых, просмотр отснятых рабочих материалов принимался художественным советом каждый раз с боем и с многочисленными замечаниями, которые Мотыль был вынужден исполнять прямо в процессе съёмок.


Дело в том, что Владимир Яковлевич упорно продолжал снимать именно классический вестерн, а худсовет также упорно этому противодействовал, каждый раз возвращая его в рамки «соцреализма».



В конце концов, лишь в декабре была смонтирована окончательная версия фильма, которую худсовет хоть и принял, но с большой критикой. Первый служебный показ картины состоялся 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино.


Зал был переполнен журналистами, кинокритиками и другими авторитетными людьми из кино, которым удалось добыть пригласительные билеты. Ажиотаж был вызван тем, что слухи о скандальном вестерне проникли в киношную среду еще задолго до завершения съёмок.


Если сказать кратко, то фильм этой искушенной публике понравился. Но тем не менее, в Госкино не торопились выдавать фильму прокатное удостоверение. Мол, сроки сдачи картины были нарушены, поэтому теперь надо ждать, когда появится «свободное окно» в прокате, так как фильмы выпускались по плану, а графики проката и загрузки кинотеатров были расписаны на месяцы вперёд.


Кстати, по этой причине часто бывало, что фильмы, так и не дождавшись «благоприятной ситуации», оставались лежать «на полке» вечно. И все понимали, что это был лишь формальный повод расправиться с неугодной чиновникам кинолентой, даже при условии, что фильм был вроде как официально принят худсоветом, а значит, что формально не запрещён.

И, скорее всего, такая судьба ожидала бы и «Белое солнце пустыни». Но слухи о замечательной картине быстро распространились среди «своих». Те единственные три копии, которые были первоначально сделаны после сдачи худсовету, приобрели невероятную популярность. Фильм крутили по блатным «цэковским» санаториям, дачам высоких чиновников и даже перед новым годом пришлось сделать еще две дополнительные копии, так как спрос был большим, а в очереди такая публика стоять не желала.

Сегодня бытует версия, что Брежнев узнал об этом фильме с подачи космонавта Алексея Леонова, который лично был знаком с Леонидом Ильичом, и именно он устроил просмотр фильма у него на даче. После чего генсек лично распорядился пустить фильм в прокат.

Мы не будем опровергать эту версию, но всё же склоны верить в другую историю, которую в своё время рассказала бывшая сотрудница нашей киностудии, непосредственная участница тех событий и которой, к сожалению, уже несколько лет с нами нет. А по её рассказу об этом фильме Брежнев узнал от кого-то из своих приближённых и возмутился тому, что он сам еще не видел фильм, который уже видели его коллеги по Кремлю.

Дело в том, что именно она по роду своей деятельности отвечала за сохранность тех нескольких копий фильма и отслеживала их нахождение в этом «блатном прокате». И когда ей позвонил личный секретарь Брежнева и потребовал передать фильм курьеру, которые должен был приехать на киностудию буквально через час, она ответила, что свободных копий нет и что они все на руках. Тот с её слов записал места нахождения кинолент и сказал, что сам теперь позаботиться о том, чтобы получить этот фильм.

Позже она узнала, что киноленту в тот же день забрали из «крутого» подмосковного санатория, где его так и не успели показать.

Ну а на следующий день из Кремля пришло распоряжение поздравить создателей фильма с прекрасной работой, а сам фильм выпустить во всесоюзный прокат.

Но даже после такого высшего одобрения злопыхатели постарались вставить палки в колеса. Фильму выдали лишь вторую категорию, что значительно сокращало количество копий в кинотеатрах. Именно поэтому в 1970 году фильм занял только 5-е место в прокате.

Сегодня «Белое солнце пустыни» входит в Золотой фонд нашего кино, а некоторые киноленты, которые его в свое время обогнали в прокате, уже почти забыты. Вот так история сама расставила всё по своим местам.



По материалам — Сплетен.нет

©