A ктo жe из ниx нa caмoм-тo дeлe пoлoжитeльный гepoй?
Владимир Абрамович Этуш был прекрасным актером с отрицательным обаянием. Довольно часто ему приходилось играть не слишком приятных персонажей.
Товарищ Саахов, Калоев в «Председателе», нервный инженер Брунс, да и Монарх в «Классике» хотя вроде бы справедливый и благородный человек, но в общем-то настоящий звероватый бандит.


Стоматолог Шпак в исполнении Этуша производит скверное впечатление. Самодовольный, падкий на женщин: вприпрыжку побежал знакомиться с актрисой. Шпак почти сразу огрызается на царя Ивана Васильевича, закладывает его милиции (хотя Шурик очень просил Антона Семеныча этого не делать).
Стоматолог постоянно увеличивает количество украденных предметов — а вдруг у жулика найдут еще чьи-то вещи, и отдадут ему, Шпаку? Неудивительно, что в конце фильма выслушивать стенания Антона Семеныча остается только пес.
Конечно, собака друг человека, но все же по замыслу Леонида Гайдая нам показывают, что это единственное существо, которому Шпак еще не успел надоесть.
Я уж не говорю про квартиру Шпака, в которой нарочито ярко и гротескно продемонстрирована уйма вещей, зачастую недоступных простому советскому труженику. Ну и какое чувство такая квартира должна вызвать у зрителей?!

А вот Леонид Куравлев — артист с ярко выраженным ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ обаянием. Конечно, он иногда играл всяких отщепенцев типа Афони, но и сантехник Борщов в исполнении Куравлева не может не вызывать некоторой симпатии.
Не зря Данелия предпочел его Высоцкому! Режиссер правильно рассудил, что зритель будет ненавидеть сантехника в исполнении Владимира Семеновича, а вот Афоне-Куравлеву многое простит. Как, собственно, и получилось.
Обратите внимание, что по ходу действия «Ивана Васильевича» Жорж Милославский совершает множество поступков, которые не могут не заслужить одобрения. Сразу встает на сторону Шурика в его конфликте с Буншей, всячески поддерживает изобретателя.
Именно Милославскому приходит в голову мысль переодеться в «царские шмотки». Он все время ведет и направляет бестолкового Бунша, не раз спасая ему жизнь. Не отдает Кемску волость (у Булгакова было наоборот).
А чего стоит песня в исполнении Милославского! Конечно мы знаем, что пел Золотухин, но на экране-то видим Куравлева и не можем ему не симпатизировать.

Однако, если разобраться, кто такой Жорж Милославский? Обычный квартирный вор типа Копченого. Человек, который ничего не зарабатывает, а только отнимает у других. Совсем иное дело — Шпак.
Вот он действительно нажил всё непосильным трудом! Работа врача тяжелая, еще труднее быть хорошим стоматологом. Конечно же, видимо какие-то операции Шпак проводил «мимо кассы», но это все равно труд.
Когда домушник Глеб Царапов обворовывает завмага Шарикова или угонщика машин Пузановского, он представляется нам почти что Робин Гудом. Совсем другое дело зубной врач Шпак — настоящая пчелка, труженик.
Он не спекулировал украшениями, как Подниекс и не лил в пирожные водку вместо коньяка, как Кудряшов в исполнении Леонида Броневого.

В «Иване Васильевиче» Милославский и Шпак ни разу не встречаются, но совершенно очевидно, что они противопоставлены. Злодей и жертва. Так кто же на самом деле по-настоящему положительный герой? Ну, кому вы больше симпатизируете — неприятному Антону Семенычу или обаятельному жулику Жоржу?

По материалам — cpleten.net

©