Писатель и публицист Юлиан Семёнов был одним из первых журналистов, проводящих собственные расследования и основателем первого частного советского издания «Совершенно секретно», которое к сегодняшнему дню превратилось в крупный медиахолдинг. В 1986 году писатель стал президентом Международной ассоциации детективного и политического романа и главным редактором сборника «Детектив и политика», занимавшегося популяризацией в СССР детективного жанра.
Юлиан Семёнов выпустил более ста книг – рассказов, романов и пьес. По его произведениям было снято 20 популярных и любимых зрителям фильмов. Среди них:
«Петровка, 38»
Семёнову очень хотелось написать произведение на МУРовскую тему, но когда он озвучил задумку главному редактору журнала «Юность» — тот начал его отговаривать, а когда понял, что автор упорный, сказал: «Давайте, давайте. Будем печатать, если получится». В результате повесть «Петровка, 38» стала началом трилогии романов о работниках Московского уголовного розыска, правда, вышла не в «Юности», а в журнале «Москва». Вскоре по пьесе был поставлен спектакль, а затем снят фильм.
Писатель активно работал над фильмом – писал и правил сценарий, отсматривал пробы актеров, договаривался с сотрудниками МУРа, чтобы актеров познакомили с профессией и пустили в архивы.
Фильм снимали по одноименному адресу, на Петровке, 38, где в то время располагался МУР, а сейчас МВД России. Специально для съемок на территории построили декорации, а будничная работа сотрудников создавала необходимый фон.
Главные роли в детективе об ограблении сберкассы и убийстве милиционера сыграли Георгий Юматов и Василий Лановой, уже снимавшиеся вместе в фильме «Офицеры». Сильный актерский состав, детективная интрига и знаменитый первоисточник сделали «Петровку, 38» одним из самых популярных фильмов 80-го года – его посмотрело 53 миллиона зрителей.
«Огарева, 6»
Продолжение «Петровки, 38», но уже по другому адресу. Во второй части майор Костенко получил повышение до полковника и вместе с полковником Садчиковым они расследуют хищения на ювелирной фабрике и связанные с ними убийства и нападения.
К присутствию актеров в Московском уголовном розыске уже привыкли, их любили и оказывали всяческую поддержку — Ланового, Юматова и Евгения Герасимова, игравшего капитана ОБХСС пускали уже не только в кабинеты, но и на допросы и даже в тюремные камеры.
Сейчас улицы Огарева в Москве уже нет – ее переименовали в Газетный переулок, а вот здание по-прежнему существует. Раньше там находилось Министерство внутренних дел, а сейчас — Следственный комитет и кадровый департамент МВД России.
Через пять лет вышел сериал «Противостояние» — завершающая часть трилогии о сотрудниках МУРа. Роль полковника Костенко сыграл Олег Басилашвили, а события относились не только к современности, но и временам Великой Отечественной войны.
«Противостояние»
Заключительная часть трилогии, предыдущими частями которой были «Петровка, 38» и «Огарева, 6». Роль полковника Владислава Костенко вместо Василия Ланового в шестисерийном фильме играет Олег Басилашвили, а сюжет построен на розыске политического предателя, бывшего власовца и дезертира Николая Кротова, живущего под другим именем. В основу сюжета легла реальная история – в середине 60-х в Магадене таксист убил золотоискателя, забрал у него аккредитив на выдачу денег и получил их в сберкассе. Юлиан Семенов лишь дописал преступнику захватывающую биографию. Сериал «Противостояние» стал последней работой актера Талгата Нигматулина.
«ТАСС уполномочен заявить…»
Сериал о борьбе советской и американской разведок и разоблачении агента ЦРУ Трианона так же стал одним из рейтинговых экранизаций произведений Юлиана Семёнова. Сюжет частично основан на реальных событиях – у героев были прототипы. Трианон существовал на самом деле – это был советский дипломат Александр Огородник, прототипом полковника Славина был друг Юлиана Семёнова – генерал КГБ Вячеслав Кеворков, под именем полковника Константинова был выведен заместитель начальника контрразведки Виталий Бояров, а сам Юлиан Семенов в фильме стал журналистом Дмитрием Степановым.
День премьеры согласовывали на высшем уровне – его назначило Политбюро ЦК КПСС. 28 июля 1984 года в Лос-Анджелесе открывалась Олимпиада, которую бойкотировал СССР, и премьера нового фильма по произведению знаменитого писателя с участием Юрия Соломина, Вячеслава Тихонова, Алексея Петренко, Георгия Юматова, Ирины Алферовой и других звезд первой величины должна была отвлечь зрителей от просмотра церемонии.
«Семнадцать мгновений весны»
Легендарная экранизация, которая неподвластна времени и до сих пор собирающая у экранов большое число зрителей. Одноименный шпионский детектив Юлиана Семёнова входил в цикл произведений о советском разведчике Исаеве-Штирлице, который после премьеры фильма стал культовой личностью, героем анекдотов и предметом женских грез.
Режиссер Татьяна Лиознова искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова. Образ разведчика, работающего во вражеской ставке, настолько впечатлил режиссера, что она связалась с автором и добилась чтобы он отозвал уже написанный сценарий из «Ленфильма» и передал ей. Сценарий режиссеру понравился меньше, чем книга, и она взялась за работу… Сначала Лиознова попросила Семёнова добавить в сценарий мелодрамы, но это не было его сильной стороной, и всю написанную им романтику она переделала. От себя добавила несколько персонажей «без мундиров» в окружение Штирлица – например, Габи и фрау Заурих, вписала встречу с женой в кафе, ставшую одной из самых романтических сцен советского кино. Этот чисто женский подход только украсил экранизацию.
Двенадцатисерийный фильм показали в августе 1973 года и успех был ошеломляющим – его смотрели не только в СССР, но и за границей. Например, Фидель Кастро организовал просмотр картины для членов своего правительства, а венгерский пограничник шутил, что во время выхода в эфир никто не бежал через границу в Австрию – там не показывали Штирлица…
«Исаев»
Самая современная экранизация произведений Юлиана Семёнова и снова о Штирлице. Сериал снят в 2009 году по двум романам и одному рассказу из цикла о легендарном разведчике – «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен» и «Нежность». До этого «Бриллианты для диктатуры пролетариата» о хищениях драгоценностей из Гохрана уже выходили отдельным фильмом в 1975 году, роль разведчика там сыграл Владимир Ивашов.
Историю о первых заданиях совсем молодого Исаева в Ревеле и Владивостоке снял Сергей Урсуляк. После успешной «Ликвидации» ему предложили на выбор несколько сценариев, однако, он решил воспользоваться ситуацией и осуществить свою мечту – экранизировать Юлиана Семёнова.
Роль Исаева сыграл Даниил Страхов. Избежать сравнений, конечно, не удалось, но сам актер про своего героя говорил: «Пока он еще не Штирлиц, и в этом его большое отличие от персонажа Тихонова. Образ, который создал Вячеслав Васильевич, более возрастной, что ли. Его герой в Германии стал более закрытым, суперпрофессиональным, непробиваемым, идущим по лезвию. Но внутри у него все кипит… Мой же Исаев еще мальчишка, совсем другой человек хотя бы потому, что на 20 лет моложе, — соответственно, меньше опыта, мозолей, болей…»
Юлиана Семенова не стало задолго до премьеры, но сценарий и экранизация были одобрены его дочерью – журналисткой Ольгой Семёновой. В сериале «Исаев» она сыграла роль журналистки Киры Королёвой.