За последние лет 7 — 8 художественный уровень отечественных сериалов заметно поднялся. Это касается и многосериек детективного жанра. На телевидении сделано немало детективов неплохого, хорошего и отличного качества. Выделю самые яркие и захватывающие среди них.

Охотники за бриллиантами (режиссёр: Александр Котт)

 

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

Высший класс в жанре сериала-детектива. Детективный алмаз обработан так, что блещет всеми своими гранями. Притом гранями, которыми обычное криминальное кино могло и обойтись. А граней у фильма много. Беспощадные для ностальгирующих реалии брежневских времён — одна из заметных сторон многогранника. Неповторимый и смачный колорит одесситов, армян, евреев, цыган… Высокая ирония спирально повторяющихся приключений и погонь в духе «Индианы Джонса». (Последние две грани в серединных сериях вызывают постоянный восторженный смех.) Поразительные по своей выразительности типажи (одна Галина Брежнева чего стоит)… Но посреди всего этого… кино-джаза основательным стержнем стоит и светит морально-нравственная вертикаль фильма — честь, достоинство и мужество, как главные стержневые черты человека, не вызывают никакого сомнения на протяжении всего повествования. А без этого наше кино — не наше кино.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

В сериале настоящий бенефис таких замечательных актёров, как Алексей Серебряков, Пётр Фёдоров, Владимир Ильин, Евгений Миронов, Мария Аронова…

Обратная сторона луны (режиссёр: Александр Котт)

Кинорежиссёр Александр Котт, разносторонний и плодовитый мастер, продолжил радовать нас и в следующем своём многосерийном детективе. Павел Деревянко в главной роли здесь необычайно хорош.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

Идея попадания главного героя в прошлое — в данном случае современного «мента» в тело своего отца, советского милиционера — не нова, но обыграно здесь это чрезвычайно остроумно, с использованием множества вербальных и материальных нестыковок разных времён, а также реальных персонажей (того же мальчика Филю Киркорова или Владимира Высоцкого). Кроме этого, на мой взгляд главного и очень смешного (ироничный детектив — отличное средство применения таланта Александра Котта), здорово прорисованы в фильме различные типажи, которые тоже зачастую вызывают восторженный смех, ну и так называемая «совковая» действительность проработана классно. Да и основная мысль многосерийной картины — ответственность человека за даже казалось мелкие проступки, зачастую кардинально влияющие на будущее, своё и близких — не лишня.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

Пару-тройку лет назад вышел второй сезон сериала, сделанный в жанре антиутопии. Он получился не менее классным.

Крик совы (режиссёр: Олег Погодин)

Действие этого многосерийного фильма происходит в маленьком городке Остров, что в Псковской области, в 1957 году.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

В этом сериале больше всего восхищает очень умный (плавно переходящий в остроумие), точный, меткий, без излишеств произносимый героями фильма текст — иногда просто поражаешься таланту некоторых отечественных сценаристов. Мастерские съёмки тоже надо здесь отметить. Реальный антураж провинциального городка показан достоверно. Но главное достоинство фильма — широчайший, богатейший спектр персонажей — от малахольных, придурочных и притворно придурочных до палача-маньяка. От забавных милиционеров, разнообразных во всех отношениях гебистов до колоритных урок и бывших полицаев, философов-одиночек, величественных и жалких обывателей — буквально всех чрезвычайно свободно и живо в изобилии представленных на этой увлекательнейшей ленте.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

Не могу и здесь не выразить восторг актёрскими работами. Думаю, в этом сериале свои лучшие роли сыграли Андрей Мерзликин, Сергей Пускепалис, Анатолий Васильев… Василий Бочкарёв в роли главного злодея гениален буквально в каждом эпизоде. А сколько удач в меньших по времени ролях!..

Инквизитор (режиссёр: Юрий Мороз)

Таинственный, атмосферный, лихо закрученный детектив-триллер о харизматичном маньяке, изображающим себя неким инквизитором.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

Кроме интригующего слоёного сюжета, динамичного действия и стильного художественно-визуального наполнения, в «Инквизиторе» тоже можно отметить адекватный, умный текст и собранный по сусекам по-настоящему звёздный состав актёров: Виктория Исакова, Александр Лыков, Константин Лавроненко, Дарья Мороз, Андрей Смоляков…

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

Ещё плюсы сериала: просто великолепная, чисто русская (в смысле — глубоко тоскливая) музыка к фильму, как нельзя органично подходящая для данного случая. Ну и то, что также трудно найти в западных сериалах — ярковыраженная типажность, живая человеческая натура и высокий градус теплоты к персонажам фильма.

Палач (режиссёр: Вячеслав Никифоров)

Один из сезонов известного «Мосгаза». Думаю, самый сильный из всех прошедших.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

Сильный детектив-«триллер». Второй жанр беру в кавычки, потому что вполне себе реалистичный многосерийный фильм так обозначен. Но это тот случай, когда мера выдумки для стращения зрителя здесь минимальна — картина страшна своей реальностью. Сериал основан на действительно происходивших событиях жизни так называемой «Тоньки-пулемётчицы», во время службы немцам в годы Великой Отечественной расстрелявшей около полуторы тысячи партизан, членов их семей и помощников, а после войны спокойно работающей в школе руководителем художественной самодеятельности, распевающей патриотические песни. Свой массовый отстрел она тайком продолжила, когда в 1965-ом году до её героической истории псевдо-партизанки стали докапываться близкие ей люди. Фильм, однако, построен так, что поначалу на неё никак не подумаешь.

5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства

«Палач» интересен во всех отношениях. И развитием повествования, и развитием образов (в области психологии и духа), и развитием собственного знания о людях и истории. В очередной раз порадуюсь за сценаристов, за их ум и чувство меры. Правда жизни, правда философии жизни, правдивые тексты, исходящие из уст или красноречивое молчание, живая, естественная игра актёров…

Скажу в заключение, что личностная объёмность, крутая неоднозначность и всеобъемлющая разнохарактерность, контрастно-яркая разнотипность персонажей нашего кино, своеобразная близость к героям, богатство языка — ни в какое сравнение не идёт с зарубежным.

©