Во время Второй мировой войны австрийский психиатр Виктор Франкль был отправлен в концлагеря Терезиенштадт и Освенцим. В первом же лагере он стал свидетелем ужасов голода, дегуманизации и смерти жены. Окруженный тьмой и пытками он не поддавался отчаянию. Он понял, что для того, чтобы выжить должен иметь силу духа.

Он помог другим заключенным преодолеть искушение совершить самоубийство и найти проблеск надежды среди темных теней, которые их окружали.

В своей книге Человек и его поиск смысла, который он стремился напечатать анонимно, он рассказал о самых ужасных переживаниях, которые мог пережить человек.

Благодаря его работе мы можем узнать, что даже во времена скорби всегда есть место для надежды. Это единственное, что может заставить нас двигаться.

Даже когда горе кажется темным и густым, как масло, оно всегда может быть пронизано светом решимости и силой духа.

felix-nussbaum-the-refugee.jpg

Феликс Нуссбаум. Беженец (1939)

Печальная картина Нуссбаума явно совпадает с его собственным жизненным опытом.

Ему пришлось мигрировать в Бельгию во время Третьего рейха, и после того, как нацисты вторглись в страну, был схвачен и отправлен в Освенцим, где его убили фашисты.

2_14.jpg

Лесли Коул, одна из ям смерти, Белсен. Эсэсовцы, бывшие охранники лагеря, собирают тела под дулами британских солдат.

Лесли Коул (1910-1977) учился на художника в Королевском колледже искусств в Лондоне и стал преподавателем в Художественном колледже Халла в 1937 году. Он был полон решимости стать свидетелем разворачивающихся событий Второй мировой войны и добился назначения штатного военного художника.

PinturasHolocausto-fotografia-oldskull-04.jpg

Лео Хаас, транспортное прибытие (1942)

art-from-the-holocaust4.png

Дорис Цинкейзен. «Прачечная для Людей», Белсен, апрель 1945 г. (1945 г.) Музеи Имперской войны

Дорис Зинкейзен (1898-1991) училась в Королевской академии в Лондоне. Она была известным общественным художником и выставлялась в Королевской академии и Королевском обществе художников-портретистов. Во время Второй мировой войны присоединилась к бригаде скорой помощи Святого Иоанна, а в 1944 году Красным Крестом ей было поручено нарисовать работы врачей и медсестер в северо-западной Европе.

Зинкейзен прибыла в Берген-Бельзен в апреле 1945 года, сразу после его освобождения.

Военные художники были одними из первых, кто создал визуальные записи о Холокосте.

«Прачечная для людей» представляла собой стабильный блок, преобразованный в центр дезактивации, где бывшие заключенные были вымыты до отправки в больницу.

В нем работали немецкие медсестры и врачи, которых привели на службу из ближайшего военного госпиталя.

Посмотрите на эти сытые тела здорового немецкого персонала, который теперь лечит замученных людей на грани смерти.

default.jpg

Дрезнер. Бенджамин (1982) Имперские военные музеи

Дрезнер был всего лишь мальчиком в это жуткое бесчеловечное время. Маленьким. Только 12 лет.

Но он столкнулся с испытанием своего духа. Его работа «Бенджамин» из сожженных газет — дань уважения другу детства, который научил его, как сохранять дух и смотреть на жизнь с оптимизмом.

Однажды в лагере их обоих вызвали для депортации. Бенджамин ушел, но Дрезнер, по какому-то наитию, спрятался.

Позже он узнал,что всех, котого погрузили в поезд, отвезли на казнь. Расстреляли и маленького Бенджамина.

Но его обожженная улыбка навсегда осталась и покоряет зрителей благодаря этой работе.

После этого побега Дрезнер был сразу же пойман и его отправили в рабство в в Бухенвальд, потом в Терезин (Терезиенштадт).

Дрезнер приехал в Англию в 1945 году и провел несколько лет в санаториях, где он впервые начал рисовать.

default (1).jpg

Роман Холтер, Матери с младенцами

Роману Холтеру (1927-2012) тоже было только 12 лет, когда нацисты вошли в его родной город Ходеч, Польша.

К 1942 году вся его семья была мертва. В 1944 году его перевезли в Освенцим, при переправке в другой лагерь ему удалось бежать. В конце войны он вернулся в Ходеч и обнаружил, что он один из четырех (!) выживших из 800 евреев города.

В Освенциме-Биркенау женщин с младенцами автоматически отбирали для газовых камер.

Туго натянутые линии его композиции напоминают вездесущую колючую проволоку лагерей, резко заточенные линии гравюр на дереве и даже свинцовые витражи.

PinturasHolocausto-fotografia-oldskull-05.jpg
Йозеф Каунер, Улица в Лодзинском гетто (1941)

img_xmonsalve_20160128-163242_imagenes_lv_otras_fuentes_bodek__low_arte_del_holocausto-U301731815067HP--1207x1417@LaVanguardia-Web.jpg

Карл Бодек и Курт Конрад Лёв, «Одна весна» (1941),

Это размышление о том, что даже если мы в клетке, у нас все еще может быть надежда.

Из заявления Художественного музея Яд Вашем, Иерусалим:

Первоначально, лагеря были построены, чтобы изолировать политических противников режима, но поскольку нацизм распространился как рак по всей Европе, не только евреи, но и цыгане, гомосексуалисты, поляки, русские, коммунисты, … были отправлены в заключение.

У каждого народа в памяти тысячи заключенных в так называемых «поездах смерти» и в нацистских концлагерях и лагерях смерти.

Спасибо

©