Карл Рока — норвежский художник венгерского происхождения. Он появился на свет сто семь лет назад. В Венгрии юноша получил хорошее академическое образование — Академия художеств Будапешта всегда имела высокий статус. Закончив образование, молодой человек отправился в Европу, где длительное время путешествовал и занимался живописью.

В двадцать пять он побывал в Норвегии. Эта сторона Земли произвела на романтическую натуру художника такое неизгладимое впечатление, что он остался здесь навсегда.

 
*
*
 

Неизвестно, что привлекло молодого живописца в стране камней, живописных фьордов, северной растительности и холодных морей. Но он поселился и жил в своём доме, недалеко от Осло, в очаровательном скандинавском городке Беруме.

 
*
*

Норвегия в то время начала восстанавливаться после кризиса начала 30-х годов. И в этом, довольно малочисленном государстве, всегда уважительно относились к представителям искусств. Новый переселенец не стал исключением. Его первая картина, выставленная в Осло имела очень большой успех. Внешность полуобнаженной цыганки в совершенно необычных не только для скандинавской, но и для европейской традиции тонах вызвала волну восторженных отзывов. Так родился стиль, в котором продолжил работать мастер.

 
*
*

Позже автор нашумевшего полотна рассказывал, что цыганка — образ из его юношеских воспоминаний в период путешествия по Европе. Им была написано большая серия работ с этой натурой цыганки, встреченной им случайно. Некоторое время спустя, после создания других циклов, он вновь вернулся к этому образу.

В такой же узнаваемой манере создано несколько полотен. Они хорошо продавались среди бизнесменов и нуворишей. Да и в кругу ценителей изящного нашлось немало приверженцев свежей подачи, которую предложил новоявленный норвежец.

 
*
*
 
*
*

Не обошлось и без озлобленной критики. В изображениях находили много изъянов, но главным раздражительным фактором послужила их эротичность и фривольность Художника даже стали обвинять в намеренном китче. Защитники же, сравнивая эти работы с образцами Возрождения и более ранними творениями общепризнанного наследия отмечали, что у Карла Рока фривольности не больше, чем у старых мастеров. А Эрос — вообще представитель древнегреческого Пантеона. То есть, классика, исток всех существующих в мире видов и направлений прекрасного. Поэтому, если современнику удалось нечто большее, чем получалось у предшественников — за это честь ему и хвала.

Интересно, что дамы у маэстро практически всегда содержат южный оттенок. Это проявляется не только в загаре, но и в других деталях. Даже в тех случаях, когда в натуре намеренно подчёркнута скандинавская белизна волос и строение скул — и в такой женщине Карл видел что-то родное, венгерское и цыганское. Между этими народами действительно очень много схожих черт, хотя их представители с обеих сторон всячески отрицают такую общность.

 
* Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию
* Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию

Образ женщины в изображении Рока на сегодняшний день имеет свой почерк и характер, прочерченный им в своих полотнах на протяжении всей творческой судьбы. Хорошо зная академическую технику письма, он всё же, оказался ближе к своим французским братьям по кисти. Свобода постимпрессионизма оказалась для него родной стихией. Но пресловутая «фривольность» стала главным зерном раздора среди его приверженцев с одной стороны и общественников и моралистов с другой. И по сей день иногда случаются споры. Вполне классическая свобода композиции в представлении натуры очень часто оказывается под запретом. Почему? Это всегда сложный вопрос. Его неплохо было бы задать моралистам, находясь в зале античного периода с плавным переходом к возрожденцам.

 
*
*
 
* делитесь своим мнением в комментариях.Это важно
* делитесь своим мнением в комментариях.Это важно

Женщины — не единственная тема, вдохновлявшая мастера. Его кисть создала большое количество холстов с детской и материнской тематикой. Его дети тоже очень узнаваемы. И все они тоже сыновья и дочери той цыганки или венгерки. Хотя у многих персонажей черты народов Скании очевидны. Это не только цвет волос — скулы, глаза, одежда. Но южную кровь не спрятать, если она глубоко внутри автора. Откуда в северных детях такая кровь? Все мы, в конце концов, произошли от Адама и Евы. Кроме детей мы видим и домашних животных. В них тоже кому-то мнится южная кровь? Да нет же, это выразительное средство. Если хотите, врождённый акцент автора, выучивший норманнские языки, но добавляющий к их звукам и свои характерные нотки.

Цикл с тематикой детей несколько отодвинул многих хранителей общественных нравов от оценки холстов норвежца. Возможно, это был намеренный шаг? Конечно нет. По зову толпы невозможно писать такие вещи. Они не рождаются в моральных границах и устоях. Они — продукты чувства и мастерства в их передаче краской на ткань.

Как бы то ни было, творения кисти Карла Рока выставлялись на престижных выставках в Барселоне, Мадриде и французской Лозанне. Сегодня они хранятся в галереях и частных коллекциях Европы и Америки, а иногда всплывают и на аукционах.

В семидесятилетнем возрасте живописца настигла серьёзная болезнь, которая заставила прекратить творческий путь, а в восемьдесят семь он умер в ставшей ему родной стране снегов и камня, где его и по сей день считают своим выдающимся представителем.

©







✉ Для подписки на сайт, введите e-mail: