Федосова не совсем обычный случай актерской практики. Часто можно столкнуться с тем, что девочка — припевочка на экране в жизни прожженная стерва, а комик-весельчак в реале сухой мизантроп.

Федосова же играла едких, одиноких, несчастных баб а-ля «Без слез не взглянешь», будучи веселой, компанейской и отзывчивой.

Экранный имидж Федосовой очень повредил ей в плане народной любви. Ее героини не источали уютной домашности Любови Соколовой или Марии Скворцовой (МОЛОДАЯ БАБУШКА). Героини Федосовой это, прежде всего, взмах на себя рукой, выжженность от неудавшейся любви, неверие в счастье. У них нет даже отрицательного обаяния. Федосова попала в востребованный типаж. Таких внешне неприметных, недоверчивых, недолюбленных женщин было много.

"БИТВА В ПУТИ"
«БИТВА В ПУТИ»

Когда мать Федосовой умерла, отец остался с девятью детьми. Из-за тотальной нужды Надя в 15 лет устраивается в ФЗУ «Красный текстильщик». Нашла она себя в ЦПКиО массовиком-затейником. Там-то ее и заприметили театральные педагоги.

Ко времени поступления в институт Федосова уже плотно пребывала замужем. Кадровый военный Алексей Кувшинов пропал без вести в октябре 1941-го. Выпускница театрального училища пробивалась в искусство с ребенком на руках. 

По окончании войны Федосова влилась в труппу театра на Таганке. Именно там она сыграла свои самые заметные сценические роли, заняв положение примы. 

К сожалению, Надежда не смогла найти компромисс с Юрием Любимовым, который заняв пост главного режиссера, начал кроить из Таганки свой театр. В 1966 Федосова уволилась. 

Ей уже хватало работы в кино. 

"А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?"
«А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?»

Надежда ворвалась на экран в 1961 году, сыграв у Юлия Райзмана («А если это любовь?») и у Владимира Басова («Битва в пути»). У Райзмана она показала маму школьницы, застигнутой первой отроческой влюбленностью. Можно сказать, Федосова нашла себя с первых кадров: мать-одиночка, некогда обманутая и боящаяся, что дочь обманут, лихо лупцевала девушку на глазах всего двора. За омерзением, которое чувствовалось к героине читалась, тем не менее, ее судьба. Федосова без лишних слов-эпизодов, просто глазами, одеждой, забитостью, показала, — с чего ее мамаша именно такая. И это высший блеск актерского мастерства. 

В фильме «У твоего порога» Федосова сыграла мать троих детей. По сюжету дом героини попадал в эпицентр боев осенью 1941 года. За эту роль актриса получила приз Международного кинофестиваля в Сан-Франциско. 

С 1961 актриса делала по три-четыре картины в год. «Женщины», «Неуловимые мстители», «Первая любовь», «По тонкому льду»…

К сожалению, Федосова попала под типаж, и ни один режиссер не видел ее, например, пляшущей. В одном из интервью актрису прорвало, — она жаловалась на однотипность ролей, элементарность режиссеров, которым недосуг с актером даже порепетировать, выделяя среди массы Райзмана и Герасимова (у него Федосова блистательно сыграла анонимщицу Аникину в фильме «Журналист»).

Один из последних фильмов с участием Федосовой «Мачеха», где она сыграла мать героини Дорониной, опять бабу с отрицательной харизмой.

В силу сложившегося имиджа, Федосовой не выпало ролей, за которые зритель начал бы ее обожать. Но мастерства за ней стояло не меньше, чем за Телегиной, Урусовой, или Кравчуновской.

"МАЧЕХА"
«МАЧЕХА»

На переходе к 1980-ым Федосова ушла из кино, не в силах полноценно работать, все-таки возраст… 

Прожила еще 20 лет в кругу любящей семьи, дождалась правнучки и осталась в нашей памяти рядом полноценных актерских работ. 

 
Источник ➝

©