На самом деле, когда люди всматриваются в картины да Винчи, у некоторых внимательных возникает недоумение: люди у него, младенцы в том числе, подчас получаются откровенно безобразными, будто жертвами заболеваний каких-то.


Великий искусствовед Б.Беренсон писал, например, об эрмитажной «Мадонне Бенуа»:
«В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей! Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи…»

Так какую причину заслуженной славы Леонардо да Винчи я имею в виду? Сейчас покажу наглядно.

Дело в свете, светотени, передаче атмосферы, воздуха. Хороший художник — это не тот, кто воспроизводит на своих полотнах реальный мир один в один. Наоборот. Хороший художник как раз обычно как раз тот, кто изображает мир таким, каким тот никогда быть не может, он составляет идеальную мозаику из различных волшебных мигов реальности.

1385137540-leonardo-da-vinchi-madonna-v-skalah.-fragment.-mariya-i-ioann-ukrestitel (575x700, 47Kb)
Магия Леонардо и его узнаваемая визитная карточка — это сфумато (от итальянского слова «дымка»).

Он умел так писать воздух, еле заметно искажавший контуры предметов, делающий человеческую кожу живой и бархатистой, что его сфумато вошло в легенду.

32186-1920x1440 (700x525, 246Kb)

Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды».

Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

98236 (594x700, 87Kb)

Леонардо да Винчи-Мадонна в скалах. Мария с младенцем Иисусом, младенцем Иоанном Крестителем и ангелом. Фрагмент. Ангел (571x700, 63Kb)

Наверное, весь гений Леонардо заключен в удивительно живых глазах персонажей его картин. В таинственном выражении лиц и загадочной полуулыбке, в мистической дымке, покрывающей пейзажи.

Его гениальность была в том, что он умел уловить неуловимое и перенести на холст силой своего таланта.

©



✉ Для подписки на сайт, введите e-mail:




Смотрите также: