Ольга Ракитина публикует свой перевод книги «Тайная жизнь девочек-подростков. О чем не говорила ваша мама, но о чем должна знать ваша дочь» автора Эвелин Раш. Книги, которая во многом помогла ей лучше понимать свою дочь во время подросткового периода. На этот раз речь идет о том, как гормоны головного мозга влияют на поведение девочек во время полового созревания.

Эстроген, прогестерон и тестостерон — не единственные факторы, влияющие на поведение наших дочерей. Гормоны головного мозга тоже влияют. У людей есть то, что ученые называют триединым мозгом. По сути, это означает, что у нас есть три части, три слоя в мозге, которые сообщаются друг с другом, но каждый из них имеет четко обозначенные функции. Понимание того, как каждый из этих трех слоев работает независимо друг от друга и вместе друг с другом, может помочь всем нам понять, что происходит в сознании девушки в период полового созревания…

Задняя часть нашего мозга известна как рептильный мозг. Да, такой же как у ящериц и лягушек. Думайте об этой части вашего мозга как о главной панели управления, контролирующей фундаментальные, самые примитивные функции жизнеобеспечения: дыхание, пищеварение, равновесие, сердцебиение… А вот те части нашего мозга, которые делают нас человеком разумным, а не ящерицей под властью инстинктов, называются лимбический и неокортикальный мозг.

Лимбическая функция мозга более сложна, чем рептильная. Это очень реактивная часть человеческого мозга, но не всегда ясно и понятно, на что именно она реагирует. Звучит как-то знакомо, правда? Что ж, так и должно быть, потому что это именно та часть мозга, которую ваша девочка-подросток использует, и на которую больше всего сейчас полагается. Лимбическая система — это наша панель управления эмоциями, чувствами, социальным взаимодействием. В основе лимбического мозга и его реактивной природы находится небольшая, но мощная область, называемая миндалиной. Основная функция миндалины — обнаружение угрозы, надвигающейся опасности или причинения вреда. Миндалина напрямую соединяется с нашей симпатической нервной системой, которая говорит нам пригнуться или укрыться перед лицом опасности. Большинству из нас эта ответная реакция известна как «сражайся или беги». Благодаря миндалине наше сердце учащенно бьется, когда нам угрожает опасность, и успокаивается, когда убеждается в безопасности.

Но проблема с миндалиной в том, что, хоть она и очень чувствительна, она не способна расшифровать конкретную и часто очень полезную информацию о предполагаемой угрозе. Это означает, что у многих подростков, которые, как правило, являются существами с преобладанием лимбического слоя мозга, вы можете получить одинаковую реакцию «сражайся или убегай» как на просьбу «Пожалуйста, убери мусор», так и на замечание «Кстати, дом в огне!». Вы говорите своей дочери, что ее юбка слишком коротка, а она уже готова начать революцию, как будто вы лишаете ее жизни, свободы и стремления к счастью. Когда начнутся эти неизбежные вспышки ярости, постарайтесь вспомнить, что на самом деле это говорит не ваша дочь, а ее лимбический мозг от ее имени.

Когда миндалина получает сигнал об опасности, она незамедлительно передает его «наверх» — в неокортекс, для обработки данных и окончательного принятия решения о том, как поступить («сражаться или бежать»). Неокортекс (кора) та самая часть мозга, которой обладает только человек. Когда неокортекс полностью развит, он позволяет нам адекватно понимать речь и сложные абстрактные концепции, не говоря уже о качественной обработке повседневной информации. У подростков лимбический мозг является довольно зрелым, а вот неокортекс — нет, он полностью созревает гораздо позже, так что юный неокортекс в головах наших подростков попросту не может выполнять свою работу так, как нам этого хотелось бы. Кроме того, в подростковом возрасте лимбический мозг, собирающий сигналы для неокортекса, передает их своему «начальнику» с задержкой! Именно поэтому подростки не осознают реальную опасность в момент угрозы, их чувство самосохранения и безопасности притуплено. А еще эта задержка в доставлении информации является достаточной для того, чтобы подросток, в буквальном смысле не подумав, начал хлопать дверью перед вашим носом, дико вращать глазами и разыгрывать драмы мирового масштаба.

Казалось бы, странно, что просьба застелить собственную постель может вызвать у девочки-подростка тираду против семейной «тирании». А напоминание быть дома к одиннадцати — страстную речь о том, как вы мучительно убиваете ее душу. И все же для подростков с их незрелым мозговым фильтром все эти лимбические реакции действительно искривляют восприятие. Они правда так себя чувствуют. А добавьте сюда еще лимбические ответы усталых и переутомленных родителей, и вам уже несложно представить, как наружу выходит весь этот ад! Вот почему родители должны в такие моменты в большей степени контролировать именно себя, полагаться именно на свой полностью развитый и зрелый мозг. У подростка-то его пока нет!

С течением времени неокортекс созреет и выстроит с лимбическим мозгом замечательные гармоничные отношения, которые позволят вашему подростку превратится в способного, понимающего, реализовавшегося взрослого. Так же как прорезывание зубов и приучение к горшку, этот этап развития вашего ребенка пройдет. Просто почаще напоминайте себе об этом, особенно в трудные моменты воспитания. Это просто очередной этап. Он пройдет.

Подобно эндокринной системе, отвечающей за уровни эстрогена, прогестерона и тестостерона, неврологическая система тоже имеет свою группу химических веществ, влияющих на поведение подростков. Например, дофамин, серотонин и окситоцин реагируют на внешние и внутренние раздражители. Эти гормоны, как правило, связаны с положительными состояниями психики, с реакциями на приятные ощущения, которые возникают во время эмоциональной связи, телесного контакта и секса. Эти переживания представляют собой лимбический резонанс во всей своей красе. Лимбический мозг им очень дорожит, это наиболее ценимые им переживания. Когда мы испытываем эмоциональную близость с другим человеком, наш организм насквозь пропитан чувством удовлетворения от общения, но вскоре он жаждет уже большего, и для него приближение физической близости становится увлекательным приключением, в котором пробуждение физического желания является пиком подобных переживаний.

Если вы подросток, ваша эндокринная система ведет вас к поиску переживаний от физической близости с все возрастающей скоростью. И если вы подчиняетесь ей, то вскоре получаете максимальную отдачу — секс в чистом виде. А дофамин, серотонин и окситоцин, находящиеся в этот момент на довольно высоком уровне, говорят вам о том, что это приятные ощущения, и за ними нужно будет обязательно вернуться. Когда гормоны эндокринной и нервной системы объединяются, они становятся движущей силой лимбического мозга и сонастройки между двумя гормонально управляемыми партнерами, одним из которых может быть как раз вашей дочерью.

 

Многим родителям почти невозможно представить, что их девочки-подростки действительно могут жаждать физической близости с кем-либо. Мысль о том, что наши дочери могут испытывать бессмысленное сексуальное влечение, как какая-то альфа-волчица, бросает нас в жар и доставляет немало страданий. Но наши дочери прежде всего люди и, следовательно, подчиняются своим телам и своим биологическим изменениям. Нравится нам это или нет, но вожделение включено в эти изменения.

Родители, которые волнуются из-за мысли о том, что их дочери будут заниматься сексом (и о боже, будут даже получать от него удовольствие!), в итоге добавляют в этот и без того сложный химический коктейль еще один ингредиент — кортизол. Чем больше родитель расстроен или взволнован, тем больше кортизола у него выделяется, а чем больше кортизола — тем большее замешательство испытывает человек. Когда неокортекс наводнен большим количеством кортизола, человек просто не может мыслить осознанно и действительно начинает паниковать. Паника и тревога плохи тем, что могут быть очень заразными для подростка, чье миндалевидное тело чрезвычайно чувствительно, но не разборчиво в причинах, вызывающих разные эмоциональные состояния. В этой ситуации одинаково будут страдать и мать, и дочь, но по разным причинам. Дочь чувствовала себя хорошо до тех пор, пока мама не узнала причину, по которой дочь чувствует себя хорошо. И когда мама взрывается, дочь взрывается следом с еще большим радиусом поражения. И в этом нет никакого смысла. Это кошмар для всех!

Если родители не могут или не хотят признавать, что влияние, которое биология оказывает на их дочерей, сильнее, чем влияние их убеждений, тогда мы обычно наблюдаем, как отношения между родителями и дочерьми становятся чрезвычайно сложными, огорчительными и потенциально разрушительными для детей.

Видеть, как наши дочери взрослеют у нас на глазах, нелегко. Особенно когда взросление происходит скачкообразно, ты вроде только привык к одному состоянию, и оно тут же стремительно меняется. В какой-то момент ваша дочь выглядит и ведет себя как невинный десятилетний ребенок, а в другие — словно светская львица, которая должна пройти по подиуму в Милане и отправиться на ужин с фотографом, и она уже опаздывает, так что посторонитесь!

Независимо от того, говорят ли взрослеющие дочери «да» или «нет» интимным отношениям со своими молодыми людьми, родители поступают правильно, если признают наличие и нормальность сексуальных интересов и чувств в жизни своих детей. И говорить об этом — нормально, не стоит думать, словно это ваши вопросы спровоцируют сексуальное пробуждение в ваши дочерях. Оно уже состоялось, вы не сильнее матери-природы.

Часть 1

источник

©