Вот уже лет десять Дени Вильнёв — мой любимый режиссёр, поэтому после каждого свежего шедевра обновляю список его лучших фильмов.Сегодня сходил на «Дюну», поэтому…* * *»Дюна» — 8,5/10Тот случай, когда с фильмом настолько всё ясно, что можно отрецензировать его парой фраз. Фраза №1, вступительная, аксиоматическая: Дени Вильнёв — МАЭСТРО аудиовизуальных искусств.Фраза №2, основная, содержательная: В х/ф «Дюна» Вильнёв впервые в своей карьере откровенно и с удовольствием забил на ВСЁ, кроме той области, в которой он маэстро. То есть «Дюна» — это два с половиной часа того самого чудеснейшего вильнёвского аудиовидеостиля, который так ВШТЫРИВАЛ нас в «Прибытии» и «Бегущем 2049». Но на этот раз ВНУТРИ этой красоты — абсолютное ничто. Интересный сценарий, объемные персонажи, моральные дилеммы и всё прочее — нахрен! не нужно! Восхитительное развевающееся на горячем ветру платье, а под ним — пустота.- Гюльчатай, открой личико.А личика-то и НЕТ.Конечно, даже при всём этом «Дюна» на порядок круче 95% современных фантастических фильмов, но будет очень, очень печально, если Вильнёв и дальше будет продолжать в том же духе. Пока не поздно, вернись к ОСМЫСЛЕННОМУ кино, Дениска!Ниже — немного о прежних его работах. * * *»Бегущий по лезвию 2049″ — 9,5/10Месседж фильма неотвратимо попадает в самое ПОДВЗДОШЬЕ любому зрителю, интересы которого простираются хотя бы немного дальше телесериала «Физрук» и просмотра смешных роликов на ютубе. «Человек разумный» агонизирует, и уже никто, по большому счету, не понимает, кто мы, зачем мы и имеем ли мы право существовать — или мы и не существовали никогда, и это был просто невероятный по своей абсурдности сон длиною несколько тысяч лет.Центральный эпизод фильма — это, конечно же, встреча Декарда с клоном Рэйчел и его отчаянная реплика насчёт цвета её глаз. Декард понимает, что ему как человеку уже не на что опереться; рухнули все подпорки, на которых наше «Я» держалось с грехом пополам, и Человеку открылась абсолютная пустота, в которой всё едино — и люди, и клоны, и святая истина, и фантазия, и душа, и новейший процессор RN-538A. Последнее, на что мы можем надеяться, — это некое в чистом виде ВОЛЕВОЕ решение, не имеющее под собой НИКАКИХ рациональных оснований — можно попытаться воткнуть меч в ПУСТОТУ и сказать: «Здесь — территория Человека». Но мы сами понимаем, что такая попытка обречена на провал; в реале никто нам не будет подыгрывать, как подыграл Декарду Неандер Уоллес, убив клон Рэйчел и сохранив таким образом (хотя бы на время) остатки человечности Декарда.* * *»Прибытие» — 9/10Экранизация сверхпопулярной повести Теда Чана; фанаты первоисточника не перестают ныть, что Вильнёв так мутно и противоестественно выразил замысел книги, что головой понять его нереально. На это хочется возразить: всё, что надо, зрители «Прибытия» поняли если не мозгом, то интуитивно — ЖОПОЙ и остальными фибрами души. Да, настолько велик талант Вильнёва. * * *»Пленницы» — 9,5/10Это, наверное, единственный в истории мирового кинематографа фильм, где ИДЕАЛЬНО сочетаются три одинаково мощных слоя — драма, триллер и детектив, и всё это — с отчетливым МЕТАФИЗИЧЕСКИМ привкусом. Гениальное кино с лучшей Мужской Парой эвер — Джилленхол в роли неприлично красивого полицейского и Джекман в роли шизоидного отца пропавшей девочки. Смотрел раз восемь и ещё буду.* * *»Убийца» — 9/10″Убийца» послабее, чем «Пленницы», но если вас поразило «Прибытие» и вам хочется продолжения примерно в том же духе, то именно «Убийца» — лучший выбор. Вместо гигантского космического корабля — Хуарес, город с самым высоким уровнем преступности в мире, вместо гектаподов — татуированные от затылка до пупка мексиканские бандиты. Соответственно, сюжет тот же — столкновение цивилизованного человека с иным разумом. Музыкально, визуально и идеологически «Убийца» неотличим от «Прибытия», ну разве что кровищи тут в 600 раз больше. * * *»Водоворот» — 7,5/10Смотрите, какая интересная штука: «Водоворот» Вильнёв снял аж в 2000 году, но здесь есть странный эпизод-аппендикс, никак не влияющий на сюжет — подруга говорит главной героине: «Я вдруг поняла, почему наука так медленно развивается — потому что учёные из разных стран говорят на разных языках! Им просто надо придумать свой общий язык!». И вот через 16 (!) лет в «Прибытии» Вильнёв возвращается к теме поиска общего языка и триумфально её раскрывает. И отдельное спасибо за замечательную фразу «ЛЮБОЙ поступок человека — это протест против смерти» (видать, Вильнёв в курсе про диурн и ноктюрн), причём, протест жалкий и бессмысленный — фильм именно об этом.* * *»Враг» — 7/10Фильм весьма серьезно интригует, но разгадка оказывается слишком мелкой и банальной. И что уж точно нельзя простить — Джилленхол здесь на три порядка менее сексуален, чем в «Пленницах»; Вильнёв дал ему моджо, Вильнёв и взял.* * *»Пожары» — 6/10″Сила ночи, сила дня — одинакова х*йня». Или вот: «А нам всё равно, что малина, что говно». И ещё: «Х*й и п*зда из одного гнезда». В общем, у русского народа есть множество поговорок на тему того, что всё вокруг — единый квантовый суп, и что все попытки этот суп как-то дифференцировать приводят только к страданию и боли. «Пожары» иллюстрируют ту же самую мысль МАКСИМАЛЬНО грубо и эффективно.Любопытно, что точно так же, как в «Водовороте» на ровном месте упоминались лингвистические проблемы, в «Пожарах» без всякой привязки к сюжету упоминается сиракузская последовательность. Значит ли это, что Вильнёв скоро снимет масштабное кино и на эту тему? * * *»Техникум» — 5/10В 1989 году в Политехнической школе Монреаля смурной юнец расстрелял из винтовки 14 учащихся-девушек. Мотив объяснил в предсмертной записке: «Ненавижу феминисток». В фильме Вильнёв с практически документальной точностью воспроизводит эти мрачные события. Тот случай, когда оценивать фильм очень сложно; но, думаю, истерической киноманской радости он никому не доставит. * * *Не знаю, как дальше будут идти дела у Вильнёва, но по-любому он [в большинстве случаев] молодец. Если и не знает ответов — знает, как поставить ВОПРОСЫ, а это уже немало.

©



✉ Для подписки на сайт, введите e-mail:




Смотрите также: