Не стало Галины Волчек… Кануло в вечность ещё одно лицо эпохи. Личность, талант, сильная женщина, режиссер, театральная легенда…

Не мне оценивать вклад Галины Борисовны в развитие театрального искусства. Но мне как простому зрителю и нечастому гостю «Современника» всегда было интересно, что вдохновляло её, в кого она вкладывала свою душу на сцене, кем «играла» главные роли в поставленных ею спектаклях.

Как говорила она сама, в разное время её музами были разные актрисы. Их не так уж и много, прим Галины Волчек. И мы всех их прекрасно знаем…

Татьяна Лаврова

Татьяна Лаврова, пришедшая в «Современник» из МХАТа в 1961 году, стала первой исполнительницей главной роли в спектакле «Двое на качелях». Том самом, с которого Галина Волчек началась как режиссер. Ради этой актрисы ей пришлось распрощаться с Алексеем Баталовым, которому она сказала, что в роли Гитель Моску видит только одного человека, Таню Лаврову. Баталов этого не принял.

Галина Волчек: «Она была совсем непохожа на балерину, но голова, глаза, шея…Это был какой-то олененок Бемби. Я другого слова и не могла подобрать. Такие беспомощные и такие выразительные глаза, тонкая шейка и какое-то такое нестандартно крупное к этому лицу тело. И на этом произошла у нас с ним нестыковка. И я осталась одна с ней. Со своим Бемби…» («Коммерсант», №233 от 18.12.2018)

В итоге в спектакле сыграл Михаил Козаков, а Татьяна Лаврова на несколько лет стала «музой» Галины Волчек. Она блистала в спектаклях: «С любимыми не расставайтесь», «Чайка», «На дне»… Вот как писал об этом Виталий Вульф: «В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности».


Т.Лаврова и М.Козаков в спектакле «Двое на качелях»

Это было время расцвета «Современника». Костяк труппы составляли молодые и набирающие популярность Валентин Гафт, Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Михаил Козаков, Олег Даль… В во время работы в «Современнике» Татьяна Лаврова рассталась с гражданским мужем, актером Евгением Урбанским, которого безумно любила и никак не могла простить за измену. Поговаривали, что ещё долго после разрыва она звонила Урбанскому и выливала на него свои эмоции. Даже утром того рокового дня, когда он разбился на съемках, он якобы разговаривал с ней по телефону… Татьяна Лаврова тогда уже была замужем за Олегом Далем, но справиться со страстями это не помогало. Её брак с Далем продлился коротких полгода, уж слишком сложными и нервными людьми были оба…

То ли неуживчивый характер сыграл свою роль, то ли недовольство Татьяны Лавровой тем, что её талант не был оценен в полной мере, но в «Современнике» у неё начался спад, главных ролей предлагали все меньше. В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ — к Олегу Ефремову, ушедшему туда несколькими годами раньше. А у Галины Волчек появилась новая «муза».

Марина Неёлова


Марина Неелова в юности

Марина Неелова появилась в «Современнике» в 1974 году и сразу попала в спектакль «Валентин и Валентина». Не заметить её трогательной манкости и таланта было невозможно. Марина играла в основном героинь классического репертуара: Виолу в «Двенадцатой ночи», Аню в «Вишнёвом саде», «Машу в «Три сестры», Марью Антоновну в «Ревизоре».

Молодая актриса приятельствовала с Олегом Далем, с которым её связывала совместная работа в фильме «Старая, старая сказка». На съемках они с Далем не взлюбили друг друга, но театр это исправил. По настоящему Неёлова сдружилась с Валентином Гафтом и Константином Райкиным, который, кстати, и привёл её в театр. Но всё-таки главным другом, покровителем и «крепостью» для Неёловой стала Галина Волчек.


Волчек и Неелова на репетиции

То, что она — любимица режиссера, ни для кого не было секретом. Коллеги по театру утверждают, что Волчек невероятно опекала Неелову; ей доставались лучшие роли, под нее подбирался репертуар. Эта опека была настолько отеческой, что кто-то пустил слух, будто Неелова – внебрачная дочь Волчек.

Вот как рассказывала об этом сама Марина Неелова: «Мне все время приписывали родственные отношения с Галиной Борисовной Волчек: то я ее сестра, то племянница, то бедная родственница, то незаконнорожденная дочь. Но самой смешной была версия: мол, эта Неелова — жена режиссера Волчек. На одной из репетиций спектакля «Три сестры», когда Гафт отказывался меня целовать, Галина Борисовна говорит: «Что делать? Давай я тебя поцелую, если он не хочет». На что я ответила: «Нет уж, спасибо. Если вдруг кто-то из посторонних это увидит, тогда за всю жизнь не отмоешься». («Труд, №076, 28.04.2008»)


Марина Неелова

Личная жизнь Марины Неёловой была бурной. Развод с мужем-режиссером, погружение в театр и потом — ошеломительный роман с юным Гарри Каспаровым. Роман, который закончился беременностью актрисы, скандальным разрывом с шахматистом, рождением дочери Ники и затяжной депрессией. В конце концов актриса нашла утешение в новом романе: она вышла замуж за дипломата и на несколько лет уехала из Москвы.

А у главного режиссера «Современника» появилась новая «муза».Елена Яковлева


Елена Яковлева

Елена Яковлева окончила ГИТИС в 1984 году и сразу же была принята в «Современник». Удивительно, но факт — за её включение в труппу худсовет во главе с Волчек проголосовал единогласно. Дебют Яковлевой состоялся в знаковом для Галины Волчек и «Современника» спектакле — «Двое на качелях». Эта история вообще красной нитью проходит через творческий путь Галины Борисовны. Символично, что и закончился он ею… Но об этом позже.

Елена Яковлева стала самой своенравной примой Галины Волчек. Никому не удавалось войти в одну реку дважды, а вот Яковлевой удалось. В 1986 году она ушла из «Современника» в театр Ермоловой, а через три года вернулась. Галина Волчек приняла её обратно, полностью простив и вычеркнув эту творческую измену из памяти.


Елена Яковлева и Галина Волчек

Елена Яковлева блистала в театре больше двадцати лет. Он был её домом, семьей, тылом. Галина Волчек никогда не запрещала своим артистам сниматься, хоть и не особо одобряла чрезмерное увлечение кино. Именно во время службы в «Современнике» Яковлева снялась в своих самых хитовых ролях. А когда в 1990-ом актриса с фильмом «Интердевочка» отправилась в Канны, Галина Борисовна сняла с себя драгоценности и отдала Елене — чтобы та «блистала» за границей. Она по-настоящему любила актрису, относилась к ней, как к дочери, баловала интересными ролями и всячески поддерживала.


Елена Яковлева и Сергей Гармаш в спектакле «Пять вечеров»

Однако всё когда-нибудь кончается. В 2011 году история с уходом из театра повторилась. «Второй ушествие» актрисы Яковлевой Галина Борисовна переживала как удар ниже пояса. С болью говорила об этом в своих интервью, называла её поступок бесстыдством… И всё-таки со временем простила и это.

В 2018 году имя Елены Яковлевой снова появилось на афишах «Современника». Она вернулась на сцену родного театра как приглашённая актриса. По личной просьбе Галины Борисовны Волчек, чтобы «спасти» спектакль „Играем… Шиллера!“

У Галины Волчек в театре к тому времени уже была другая любимая актриса, другая прима, которой доставались самые лучшие роли..

В каждом театре должна быть своя прима. Это закон театрального жанра. И это всегда — актриса-героиня. В плане амплуа, а не высоких духовных качеств — увы… Характерная актриса не может быть примой — и это тоже закон. В «Современнике» играли всенародные любимицы: Лия Ахеджакова, Нина Дорошина, Людмила Иванова, но примами были не они. И дело не в том, что у Галины Волчек были «любимчики» (а вернее любимицы), а в том, что она как худрук очень хорошо знала законы театрального жанра и тонко чувствовала запросы времени на определенный типаж героини.

В двухтысячных примой «Современника» была Чулпан Хаматова.

Чулпан Хаматова


Чулпан Хаматова

Чулпан появилась в «Современнике» в 1998 году. Галина Борисовна совершенно случайно увидела её по телевизору — в программе «Взгляд». Что-то такое было в глазах Чулпан, в её голосе и лице, что интуиция профессионального режиссера сработала. «Она должна играть в нашем театре!» решила Волчек, и через несколько месяцев Чулпан стала частью труппы «Современника».

Её первый выход на сцену состоялся в культовом спектакле «Три товарища». Потом были роли в «спектаклях «Три сестры», «Гроза», «Мамапапасынсобака» , «Голая пионерка», «Антоний & Клеопатра», «Враги: история любви», «Играем… Шиллера!» и других. Большинство ролей — главные.


Галина Волчек и Чулпан Хаматова

Чулпан вольготно чувствовала себя в «Современнике». Её обожали все — от товарищей по спектаклям до гардеробщиц и рабочих сцены. Но больше всех её любила Галина Волчек. Она сделала всё, чтобы Чулпан было комфортно; и не стесняла её свободу — актриса играла в качестве приглашенной артистки в других театрах, снималась в кино, работала на телевидении и активно участвовала в общественной жизни страны.

Галина Борисовна была для Чулпан и худруком, и учителем, и надежным тылом. Актриса даже двухмесячную дочку оставляла у Волчек в кабинете, приходя на репетиции. Волчек, в свою очередь, настолько доверяла Хаматовой, что в октябре 2016-го назначила её своим заместителем по общим вопросам. Подчеркнув, при этом, что участие в решении финансовых вопросов театра не снимает с Хаматовой задачу быть ведущей актрисой «Современника». В театральных кулуарах поползли слухи, что Галина Борисовна сделала это с прицелом на возможную замену самой себя на посту худрука театра в будущем.

Однако Чулпан сама перечеркнула такую возможность развития событий.

Чулпан Хаматова и Галина Волчек

В конце 2017 года актриса решила взять «творческий отпуск» на полгода. Она пришла к Галине Борисовне с просьбой. Сказала, что по медицинским показателям ей необходим полугодовой перерыв; клялась, что не будет это время нигде сниматься или репетировать. Мол, только в концертах участвовать буду, чтобы было на что жить с детьми, отпустите…

Галина Борисовна, которая любому актеру «Современника» готова была помочь и подставить своё материнское плечо, конечно, пошла навстречу своей любимице. Решила, что просто отложит на полгода спектакли, в которых задействована Чулпан. А это были очень кассовые и популярные «Играем…Шиллера!» и «Двое на качелях».

Да-да, в 2015 году первая режиссерская работа Волчек вновь вернулась на сцену «Современника». Спектакль шел с неизменными аншлагами, а главная женская роль была как-будто создана для Чулпан…


Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов в спектакле «Двое на качелях»

Увы, отдых Чулпан «от театра» оказался слишком активным. Не прошло и месяца, как «доброжелатели» сообщили Галине Борисовне, что Чулпан репетирует какие-то спектакли в театрах Москвы, Риги и «где-то ещё».

Для Галины Борисовны это снова был удар… Конечно, и обидело, и ранило. Хотя в интервью она об этом уже не говорила, как в случае с Еленой Яковлевой — научилась держать удары молча. На прямой вопрос журналистов, позволила себе сказать лишь одно: «Ей видней, как жить»…

Удивительно, но факт. Некрасивый поступок Чулпан дал повод Галине Волчек воссоединиться с Еленой Яковлевой. Она сама позвонила бывшей «приме»и позвала в «Играем… Шиллера!», дабы не снимать спектакль с репертуара. Старые обиды давно растворились в её большом любящем сердце…

А вот со спектаклем «Двое на качелях» она решила распрощаться. Найти замену Чулпан Хаматовой казалось невозможным.

И всё-таки она нашлась…

Кристина Орбакайте


Кристина Орбакайте

Галина Волчек сама не могла объяснить, как у неё возникла эта, по сути, авантюрная идея. Она рассказывала, что «перебрала в голове всю Москву», пытаясь вычислить подходящую для роли актрису. А потом вдруг взяла телефон и набрала знакомый номер.

В театре Кристину встретили настороженно. Думали, что за кулисами появится «дива». Но Кристина всех удивила. Как сказала сама Галина Волчек перед премьерой, состоявшейся летом 2018-го, Кристина показала себя «трудягой» и скромной девушкой, по которой не скажешь, что она «вышла из «шоу-бизнеса».


Галина Волчек и Кристина Орбакайте

Галина Волчек много лет дружила с Аллой Пугачевой, по-приятельски общалась и с Кристиной, которая по образованию актриса. Когда-то она окончила актерский факультет РАТИ-ГИТИСа, и даже сыграла в нескольких фильмах, которые мы все видели. Был у неё и опыт участия в театральных антрепризах. Но карьера певицы оказалась успешней, и театр остался где-то в прошлом.

Галина Волчек, конечно, знала о том, что Кристина не только певица. Но решение позвать её на роль в культовом спектакле, практически в визитной карточке «Современника», было навеяно совсем не актерским дипломом Орбакайте.

«Я в свое время посмотрела фильм «Чучело» и совершенно влюбилась и в этот фильм, и в эту девочку… Вот это существо сумело в меня так войти, что я тогда посмотрела этот фильм даже не знаю какое количество раз. С этим я и прожила очень много лет… И меня «Чучело» преследовало просто!» — так сама Волчек рассказала о том, почему она позвонила именно Кристине («Коммерсантъ» №233 от 18.12.2018)


Кристина Орбакайте и Кирилл Сафонов в спектакле «Двое на качелях»

Что ж, Галина Борисовна рискнула — и не пожалела. Режиссерское чутьё не подвело её и в этот раз. Если она и ошибалась — то только когда думала о людях лучше, чем они того заслуживали. А вот в актерском таланте — никогда.

Спектакль стал сенсацией — и не только в театральных кругах. Да что говорить, если сама Галина Борисовна, придя на генеральный прогон спектакля, вдруг почувствовала, что плачет. Такое в стенах «Современника» с ней случилось впервые.

Кристина Орбакайте стала её последней примой. Теперь Галины Борисовны нет, а спектакль «Двое на качелях» с актрисой Орбакайте, заново открытой для публики режиссёром Волчек, идёт.

А значит, у нас есть шанс увидеть его и лично оценить интуицию и художественный вкус гениального режиссера.

P.S.


Последний день рождения Галины Волчек, 19 декабря 2019г.

Из историй «пяти прим» Галины Волчек я понял одну простую вещь. Даже талантливейшие актрисы — всего лишь обычные люди, со своими страстями и грехами… А вот подняться над этим, научившись отпускать и прощать через обиды и боль, смогла только Галина Борисовна…

Она, конечно же, простила и Чулпан, которая была желанной гостьей на её последнем дне рождения.

Вот что сказала Галина Волчек в этот день: «Мне говорят: «Это ваш любимчик!» Да, любимчик. Но любимчиком может стать любой, который вот так любит свой театр, свой дом, друг друга и место, где мы родились, живем, болеем за все, и где хотелось бы, чтоб было лучше. Но сегодня мы ценим и любим то, что есть» («Московский комсомолец» №28163 от 28 декабря 2019)

Царство Небесное.

И вечных аплодисментов Вам, Галина Борисовна. Вам и Вашей небесной труппе, которая, уверен, уже встретила Вас на небесах…

©