На прошлой неделе управление ГИБДД по Москве подвело итоги 2020 года. Выяснилось, что за прошлый год в столице произошло 7939 ДТП, в которых погибли или пострадали люди, при этом ведомство рапортует о «снижении по всем основным показателям аварийности порядка 15%». Число погибших впервые не превысило трёх человек на сто тысяч населения и составило 2,9 – это минимальное значение за более чем 15 лет.

Казалось бы, статистика обнадёживает, но есть пара нюансов. Основные виды ДТП в Москве – столкновения (47% от общего количества) и наезды на пешеходов (33%).

Среди водителей самыми частыми нарушениями, которые привели к гибели или ранению людей, стали несоблюдение дистанции (23% случаев от общего количества аварий), нарушение правил проезда пешеходных переходов (14%) и «несоответствие скорости конкретным условиям» (13%).

Самые частые нарушения среди пешеходов – переход проезжей части вне установленных мест (69% случаев), неподчинение сигналам регулирования (13%), а также неожиданный выход на дорогу из-за транспортного средства или сооружения (8%).

Эта статистика дала некоторым журналистам сделать вывод, что в наездах на пешеходов виноваты прежде всего сами пешеходы. В «Российской газете» даже вышла заметка под заголовком «В аварии виновен пешеход».

Её автор Владимир Баршев пишет:

«То, что водители должны пешеходам уступать дорогу на пешеходном переходе, еще не означает, что машины будут вставать как вкопанные, где бы этот пешеход ни появился. Никто не отменял обязанности, перед тем как начать переходить дорогу, убедиться в безопасности. Но, увы, это происходит все реже и реже. Кстати, не последнюю роль в отвлечении внимания играют гаджеты. Некоторые пешеходы переходят дорогу, глядя исключительно в свой смартфон».

В целом статейка соответствует возникшей в последнее время моде на виктимблейминг пешеходов в российских СМИ.

Статистика столичного управления ГИБДД позволила Баршеву «забыть» про водителей, которые регулярно сбивают пешеходов даже на зебрах, оборудованных светофорами. Это пешеход, сука, всё время мешается под колёсами, уткнувшись в свой смартфон! Водители, конечно, никогда такого не делают! Зато когда какой-нибудь мудак сбивает человека на дороге, сразу начинается нытьё про «плохую видимость» и сказки о том, что «пешеход обязан носить светоотражатели».

К слову, даже ГИБДД признаёт, что водители постоянно не пропускают людей на переходах и превышают скорость, хоть и отделывается от нас корявыми формулировками.

Но дело тут не столько в формулировках, сколько в наличии очевидной проблемы: в Москве катастрофически не хватает безопасных наземных переходов. Если 69% пешеходов вынуждены переходить дорогу вне зебры, это происходит не по их прихоти, а потому что больше негде. ГИБДД, Дептранс и ЦОДД эту проблему игнорируют годами – из-за этого происходят трагедии. Более того, гаишники иногда сами поощряют нарушение правил водителями, а потом удивляются, почему же те так часто не пропускают пешеходов.

Итак, что нужно сделать, чтобы пешеходы не переходили проезжую часть «вне установленных мест»?
Оборудовать намного больше переходов со светофорами и островками безопасности.

Что нужно сделать, чтобы пешеходы не переходили дорогу на красный?
Отрегулировать светофорные фазы так, чтобы им не приходилось сначала ждать 120 секунд, а потом перебегать 8 полос за те 20 секунд, пока светится зелёный сигнал. А ещё избегать П-образных переходов (подходит к обоим пунктам).

Что нужно сделать, чтобы пешеходы внезапно не появлялись на дороге из-за транспортного средства?
Во-первых, вообще убрать парковки оттуда, где есть постоянный поток пешеходов. Это всего 2-3 парковочных места, вместо которых можно сделать полноценный переход. Во-вторых, нужно сужать проезжую часть перед переходом – тогда пешехода будет отлично видно:

Всё очень просто. Только вот ни «Российская газета», ни их региональные коллеги не обращают внимания на те недостатки городской среды, которые делают наши города опасными для пешеходов и провоцируют их нарушать правила.

Им проще обвинить в гибели пешеходов самих пешеходов. Это типичная логика автомобилиста: «Ко-ко-ко, тупые кегли, очередной хрустик кинулся под колёса, жалко водителя, жизнь сломали, сядет ни за что!» Раз уж с 1 января в России более-менее всё запрещено, предлагаю заодно запретить водителям писать в СМИ про ДТП и безопасные улицы. Устал испытывать испанский стыд.

©



✉ Для подписки на сайт, введите e-mail:





Смотрите также: