Очень часто секретные подземные сооружения в СССР маскировали под другими объектами. Одна из подобных разветвленных сетей тоннелей была создана на юге страны, недалеко от Ростова-на-Дону. Сверху была организована военная часть, солдаты срочники в которой даже не подозревали об активности у себя под ногами. Сегодня объект не функционирует, и один из поисковиков решил изучить его, взяв с собой камеру. 

По словам местных, комплекс строился во время Холодной войны, когда отношения СССР и США были накалены до предела. Люди предполагают, что командный центр под Ростовом-на-Дону создавался с целью координации войск на юге страны и подошло к вопросу со всей серьезностью. 

Тоннели тянутся на многие километры и кажется, что не заканчиваются.

Изучение объекта заняло много времени, и постепенно у поисковиков сложилась карта сооружения. Оно действительно больше походило на подземный город с сетью улиц. 

Создатели объекта оборудовали несколько входов, которые были надежно защищены от внешнего мира гермодверьми. Создавалось все с расчетом, что город под землей выдержит ядерные удары по поверхности.

Часть тоннелей еще не успели довести до ума, поэтому своды просто обработаны, но не забетонированы. Впрочем есть и другая версия: эти ходы использовали как полигон для тестирования направленных взрывов.

С консервацией объекта почти все оборудование было демонтировано и вывезено, но часть следов от жизнедеятельности навсегда осталась в бетоне. 

Несмотря да то, что объект давно законсервирован и заброшен, воздух внутри сухой. Это говорит о том, что создатели продумали вентиляцию и старались избавить объект от сырости. 

Поисковики предположили, что проходка осуществлялась с помощью горнопроходческих комбайнов. Наверху помимо старй воиской части остались и здания бывших НИИ и старых заводов. Воинская часть, к слову, функционирует и сегодня.

Видео исследования подземного города:

Комплекс вполне может быть в числе крупнейших подземных объектов, созданных в бывшем СССР. Правда карт объекта на сегодня не осталось и, видя количество и разношерстность тоннелей, поисковики могут только догадываться о том, все ли они уже исследовали или здесь есть еще скрытые корридоры, которые вполне могли залить бетоном при консервации объекта.

©