304
 

Вот уже сколько лет говорят, что лавры Рио-де-Жанейро не дают покоя отечественному мэтру монументального искусства, всемирно знаменитому Зурабу Церетели. Невзирая на свой почтенный возраст, мастер имеющий скандальную репутацию, продолжает творить свои грандиознейшие монументальные изваяния, поражающие своими масштабами. Так, одно из последних творений скульптора — 33-метровая статуя Христа, очень похожая на ту, что возведена в Бразилии, вызвала огромнейший резонанс в России.

Немного из истории памятников Христу, возведенных в мире

Бразильский Христос-Искупитель

Бразильский Христос-Искупитель.
Бразильский Христос-Искупитель.


Гигантский монумент Христа на вершине горы Корковаду, что в Рио-де-Жанейро давно уже стал символом Бразилии и назван одним из Новых семи чудес света. 30-метровая статуя весом в 635 тонн на восьмиметровом пьедестале, была установлена в 1931 году в честь столетнего юбилея национальной независимости Бразилии на собранные народом деньги.

 

Христос-Искупитель. Рио Де Жанейро.

Христос-Искупитель. Рио Де Жанейро.


Первоначальный проект изваяния Искупителя с распростертыми руками, в общих чертах очень похожим на огромный крест, разработал художник Карлос Освальд, продолжил работу над проектом бразильский инженер Эйтор да Силва Кошта. Француз Поль Ландовски смоделировал голову и руки статуи, а румынский скульптор Георге Леонида воссоздал проект в камне.

 

Христос-Искупитель. Рио Де Жанейро.

Христос-Искупитель. Рио Де Жанейро.

Иисус в Лиссабоне

После открытия монумента, возводившегося около девяти лет, в 1934 году с визитом Бразилию прибыл патриарх Лиссабона Мануэл Сережейра. Его настолько восхитил монумент, который просматривался почти из любого уголка Рио, что он загорелся желанием воздвигнуть такой же в Лиссабоне. Португалия никак не могла спустить с рук своей бывшей колонии такого превосходства и решила дать ответ «выскочкам» бразильцам.

Получив поддержку всех португальских епископов, в 1940 году правительство приняло решение, а вернее дало обет: если Португалию не коснется Вторая мировая война, то над Лиссабоном будет возведен монумент Христу.

 

Иисус в Лиссабоне.

Иисус в Лиссабоне.


И, как известно, во время войны Португалия стала одним из немногих государств, которому удалось сохранить нейтралитет. Эта страна, явно симпатизировавшая Гитлеру и нацистам, смогла избежать участия в самой кровопролитной мясорубке человечества.

Еще в военные годы Церковная епархия, верная данному обету, начала сбор пожертвований на возведение Статуи Христа. К 1941 году на собранные средства была куплена земля на возвышенности над рекой Тежу, находящаяся невдалеке от Лиссабона. А в 1946 году патриархат официально заявил, что возведение монумента — дело чести и начал активную компанию по сбору денежных средств на строительство.

 

Монумент Христа над рекой Тежу.

Монумент Христа над рекой Тежу.


Над лиссабонским мемориалом работал португальский архитектор Франсишку Франку.
Первый камень в его основание был заложен в конце 1949 года в городе Алмада, что в 7 км от Лиссабона, а строительство было окончено к весне 1959 года. На открытие монумента собралось более 300 тысяч человек, в числе приглашенных был и патриарх из Рио.

Высота статуи Христа в Лиссабоне составила 28 метров, что на 2 метра ниже бразильской, зато постамент был возведен высотой в 82 метра и придал монументу статус самого высокого памятника Христу в Европе. Величественный памятник Христа, возведенный как благодарность народа, общей высотой 110 метров возвышается над рекой Тежу и виден практически со всех уголков португальской столицы в радиусе 20 километров.

Статуя Иисуса Христа, Царя Вселенной в Польше

Статуя Иисуса Христа, Царя Вселенной в Польше.
Статуя Иисуса Христа, Царя Вселенной в Польше.


Создание монумента Царя Вселенной, возведенного в Польше было инициировано в начале 2000-х священником Храма Божьего Милосердия в Свебодзине Сильвестром Завадским, сердце которого впоследствии было захоронено под изваянием. Проект изначально задумывался как аналог статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Но в процессе создания статуя была выполнена высотой в 35 метров, а вместо постамента использован искусственный курган высотой 16,5 метров. Поляки превзошли себя в стремлении удивить весь мир, создав самую высокую статую Сына Божьего. 

 

Статуя Иисуса Христа, Царя Вселенной в Польше.

Статуя Иисуса Христа, Царя Вселенной в Польше.


Идея создания памятника, родившаяся в 2000-х, была активно поддержана щедрыми пожертвованиями верующих из всех уголков страны. Так, на западе Польши, почти на границе с Германией была установлена самая высокая в мире статуя Иисуса Христа Царя, превзошедшая легендарную статую Христа Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро на 5 метров. 

Пустотелая скульптура выполнена из монолитного железобетона на металлическом каркасе. Общая масса конструкции составляет 440 тонн. А позолоченная корона статуи имеет размер 3,5 метра в диаметре и около 3 метров в высоту.

 

Статуя Иисуса Христа. Польша. ( Фрагмент).

Статуя Иисуса Христа. Польша. ( Фрагмент).

 

 

Возведение монумента длилось около 2-х лет и официальное открытие и освящение состоялось в конце 2010 года. На сегодняшний день эта статуя Христа считается самой высокой в мире.

Многострадальная статуя Сына Божьего Зураба Церетели

Зураб Церетели - русский сульптор.
Зураб Церетели — русский сульптор.


Известный своей гигантоманией Церетели еще в 2013 задумал проект, которым захотел покорить весь мир. В Петербурге на заводе «Монументскульптура» по его заказу была отлита бронзовая скульптура Христа высотой в 33 метра – по количеству лет, прожитых им на Земле. Это не так много: ибо самым высоким считается Царь Вселенной, возведенный в Польше. Однако по проекту Христос должен был быть установлен на 50-метровый постамент, украшенный бронзовыми рельефами. И тогда общая высота монумента Церетели достигла бы 83 метра. К тому же вместе со статуей были отлиты в бронзе все 64 рельефа, изображающие жизнь Христа, начиная с Благовещения и заканчивая Вознесением.

 

Проект монумента.

Проект монумента.


Однако, когда грандиозная работа мастера была завершена, возник вполне резонный вопрос: где, водрузить этот монументальный комплекс? И тут незамедлительно последовало несколько предложений с родины художника — Грузии. Но мэтр для своего детища, «венчающего тему всей его жизни», выбрал Россию. Однако вот как раз она от такого подарка оказалась не в восторге. И вот уже почти шесть лет между несколькими городами и весями буквально ведется борьба за право не размещать у себя монумент Сыну Божьему. Власти городов буквально открещиваются от монумента.

Когда еще статуя Христа была в проекте, сам скульптор планировал установить ее на Соловках в память о жертвах политических репрессий. Однако руководство Соловецкого музея-заповедника категорически сразу же отвергло эту идею. 

 

 

Следующим в списке шел город Сочи. Однако, когда дело дошло до решения, принимать или не принимать такой щедрый дар, сочинские власти отказали скульптору. Одним из аргументов отказа был тот факт, что городу была предложена уже готовая статуя, вписать которую в архитектурную городскую среду, по мнению специалистов, оказалось невозможным, да и к тому же содержание этого монумента стало бы серьезной нагрузкой на бюджет города.

Вторым немаловажным фактом городские власти посчитали, что эта скульптура даже в качестве бренда не подходит для Сочи. Если уж что-то воздвигать, то нечто оригинальное, что станет неповторимой визитной карточкой Сочи. А отнюдь не то, что уже у кого то есть. Конечно же, имелись в виду Бразилия, Португалия, Польша и другие страны, которые вели борьбу за создание лучшего монумента в мире, посвященного Спасителю, невзирая на повторения идеи.

 

Монумент Христа Зураба Церетели.

Монумент Христа Зураба Церетели.


Следующим претендентом на творение Церетели стал Санкт-Петербург. Власти города не были так категоричны как сочинцы, однако намекнули автору, что неплохо было бы водрузить Спасителя где-нибудь в другом месте. Но в меру своей лояльности все же рассмотрели, как вариант, водружение монумента в этнопарке «Усадьба Богословка», где располагается храм Покрова Пресвятой Богородицы, стилизованный под XVIII столетие. И здесь, конечно же, нашлись противники, считающие, что бронзовый Христос одержит в прямом смысле «сокрушительную победу над русским деревянным зодчеством. Затем было предложено поставить фигуру в Невском лесопарке», однако этот вариант отклонил сам автор.

 

Монумент Христа Зураба Церетели предположительно в этнопарке «Усадьба Богословка».

Монумент Христа Зураба Церетели предположительно в этнопарке «Усадьба Богословка».


Зато величественную статую не прочь были принять в дар жители Новосибирска: в поддержку грандиозного проекта по установке монументального творения Церетели даже была организована инициативная группа. Но власти города не готовы были принять такое судьбоносное решение и переложили полномочия на городской художественный совет, а тот до сих пор в раздумьях.

 

 

А три года тому назад вялотекущая дискуссия по поводу судьбы монумента начала набирать новые обороты и вновь попала на передовые полосы СМИ. А все началось из высказывания известного актера Михаила Боярского, известного своим тонким чувством юмора. Актер предложил снести скандальный питерский долгострой — стадион «Зенит-Арену», — и на его место водрузить тот самый 83-метровый памятник Христу. Многие питерцы шутку Боярского, конечно же, оценили, но на всякий случай призадумались: ну мало ли… Однако вскоре стадион все же достроили, и все вздохнули с облегчением.

 

 

Год назад идею возведения монумента Церетели на сопках Владивостока всерьез рассматривали власти Приморья. И согласись они на такой шаг, скульптору бы пришлось заменить постамент с бронзовыми рельефами на более функциональный: с храмом внутри.

 

Мэтр отечественного монументального искусства.

Мэтр отечественного монументального искусства.


Ситуация впрямь анекдотическая. Не совсем понятно против кого так ополчилась Россия — против изваяния Христа, или все же против гигантомании Церетели. «Попытка поставить что-то огромное. Это все-таки не памятник Христу, а памятник самому Церетели», — публично с уверенностью заявил питерский краевед Дмитрий Ратников. Сам же мастер утверждает, что создание фигуры Христа является его давней мечтой и едва ли не главным итогом его творческого пути.

А вопрос «куда ставить будем?» по-прежнему остается открытым. 

©





✉ Для подписки на сайт, введите e-mail: