О многострадальном шедевре Репина и причинах недавнего нападения на него, утраченных картинах Верещагина, расколотой «Пьете», жертвах кислотного убийце и других испорченных картинах.

По стопам Герострата: Музейные вандалы и их жертвы Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Как известно, 25 мая, перед самым закрытием Третьяковской галереи мужчина запустил в знаменитую картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» стойкой ограждения. Стойка разбила стекло, и повредила тело царевича Ивана (видимо, вандал решил окончательно добить бедного Ивана Ивановича), картина упала, а старинная авторская рама буквально разлетелась на куски от падения. Говорят, что реставрация будет стоить от 5 до 10 млн. рублей, но точную сумму эксперты смогут назвать к концу этой недели.
Зовут вредителя Игорь Подпорин. Он уроженец Дагестана, сейчас живет в селе Александровка под Воронежом, а в Москву приезжал на заработки. Полицейским, задержавшим его, Игорь сообщил, что не собирался портить картину, но, собравшись уходить, не туда свернул, попал в буфет, там случайно взял 100 грамм водочки, немедленно выпил, а так как он человек непьющий, то рюмка водки так сильно подействовала на его неподготовленный организм, что он сам не заметил, как замахнулся стойкой на шедевр. Подпорина отправили под арест, а в СМИ стали гадать, чем же мужчине не угодил Репин? Разузнав подробную биографию хулигана, опросив его соседей, репортеры выяснили, что родители Подпорина тяжело больны — мать перенесла несколько инсультов, а у отца обнаружили опухоль мозга. В связи с этим «КП» предположила, что в Грозном и его сыне на картине Игорь увидел своего больного отца и беспомощного себя, что и повлекло за собой трагический бросок. Кстати, соседи новоявленного Герострата подтвердили, что он не пьет. Но догадки газетчиков не подтвердились. Сегодня в зале суда Подпорин сообщил журналистам: «Иван Грозный причислен к лику святых. Он не убивал своего сына». Также он признался, что сочинил историю про 100 грамм под давлением полицейских и сотрудников музея. Несмотря на это, в Третьяковке уже запретили продавать алкогольные напитки.

По стопам Герострата: Музейные вандалы и их жертвы Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Благочестивый царь

Что касается святости царя, то в октябре 2013 года православные активисты-фанаты Ивана Грозного попросили Мединского убрать знаменитую картину из музея и засунуть ее в какие-нибудь самые дальние запасники, потому что она оскорбляет чувства русских патриотов. Особо в послании министру культуру активисты отметили, что галерея много не потеряет в результате запрета картины: «В галерее есть множество замечательных картин, но некоторые содержат клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых царей и цариц». В Минкульте и в Третьяковке тогда покрутили пальцем у виска и усилили охрану полотна, но противостоять загадочному метателю стоек из Александровки в итоге не смогли. Вероятно, когда Грозный с окровавленным сыном вернутся в музей, нам с вами придется смотреть на них из-за толстого бронированного стекла на почтительном расстоянии, а сам Подпорин еще долго будет довольствоваться репродукциями, ему грозить лишение свободы сроком до 6 лет. Сегодня суд продлил арест вандала до 26 июля.

Благочестивый царь Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Довольно крови!

Надо сказать, что безумный взгляд Ивана Грозного давно тревожит умы не только искусствоведов, но и простых россиян. И сто с лишним лет назад находились те, кто обвинял художника в исторической клевете, возмущался кровавым сюжетом полотна, но и тех, кто принял картину и восхищался ею, было достаточно. Среди тех, кому не понравился «Иван Грозный», был и Александр III, поэтому картина довольно долго добиралась до широкого зрителя.
Спустя 26 лет после написания картины в 1913 году постоянный посетитель Третьяковки Абрам Балашов с криком «Довольно смертей, довольно крови!» набросился на полотно с ножом и порезал Грозного с сыном. Несмотря на то, что Балашов происходил из старообрядческой семьи, восстановить историческую справедливость и пресечь надругательства над святым Грозным он не хотел. Полиция быстро поняла, что молодой человек не в себе и передала вандала врачам, у врачей он тоже долго не задержался и был отпущен через несколько месяцев домой, его признали психически здоровым. Картина была очень серьезно повреждена, однако тогда еще был жив Репин и он переписал испорченный фрагмент картины заново. Когда новый директор галереи Грабарь (его предшественник, узнав о нападении на шедевр, ушел в отставку и бросился под поезд) увидел, что Репин изобразил голову царя совсем в других тонах, то без ведома автора, стер еще не застывшие краски и вместе с реставраторами вернул Грозному первоначальный облик.

Довольно крови! Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Антиреклама

Что касается вандализма на религиозной почве, то в 80-х годах XIX века католический монах облил кислотой картины Верещагина «Святое семейство» и «Воскресение Христово». Очень уж просто и буднично изобразил Верещагин христианских святых — воскресший Христос вылезает из пещеры, а римские солдаты в ужасе разбегаются; святой Иосиф, как и положено простому плотнику, стругает дерево без всяких нимбов на голове и других атрибутов святых. В России картины вообще запретили выставлять, но в Вене выставку разрешили. Местное духовенство еще до начала выставки назвало эти две картины богохульскими. Скандальная слава картин, созданная священниками, привлекла на выставку толпы австрийцев. Разгневанный неподдельным интересом публики к богохульным полотнам патер Иероним облил их кислотой. Обе картины были полностью уничтожены и до наших дней не сохранились. После инцидента Верещагин стал опасаться за собственную жизнь и, по собственному выражению, «переложил револьвер и заднего кармана в боковой».

Антиреклама Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Кислотный дождь

Вспомним других вандалов, пытающихся за счет живописи решить какие-то личные или общественные проблемы.
В 1985 году литовец Бронюс Майгис порезал знаменитую «Данаю» Рембрандта ножом и облил кислотой. Говорят, что Майгис при этом кричал: «Свободу Литве!», но достоверных свидетельств этому нет. Вандал был психически не здоров, состоял на учете, поэтому после нападения на «Данаю» его поместили в психушку, откуда он вышел только после распада Союза. Нож и кислота здорово потрепали картину, 30% полотна было полностью уничтожено. Реставраторы даже спорили, стоит ли восстанавливать «Данаю», ведь шедевр фактически надо заново переписывать. 12 лет потребовалась лучшим специалистам страны на то, чтобы обнаженная любовница Зевса кисти великого голландца снова украсила стену Эрмитажа только на этот раз под толстым слоем бронированного стекла. Некоторые ценители живописи считают, что настоящая «Даная» Рембрандта ушла от нас навсегда, а восстановленная картина в Эрмитаже лишь подделка. Сам Майгис так высказывался о своем поступке: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

Кислотный дождь Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Доллар на кресте

За нападение на «Белый крест» Малевича в Музее современного искусства «Стеделейк» в Амстердаме художник Александр Бренер был в 1997 году приговорен к 5 месяцам тюрьмы, 5 месяцам условного срока, двухлетнему запрету на посещение музея, а также к штрафу в размере затрат на реставрацию. Бренер в знак протеста против коммерциализации искусства нарисовал зеленой краской из баллончика знак доллара на белом кресте. Самое интересное, что некоторые искусствоведы оправдывали Бренера тем, что он своим поступком создал новое произведение искусства. Как вы понимаете, реставрация «Белого квадрата» не заняла много времени и супрематический крест Малевича продолжает радовать голландцев. Говорят, что для того, чтобы оценить всю гениальность картины русского художника-авангардиста перед посещением галереи необходимо зайти в местный кофешоп.

Доллар на кресте Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Псих в Ватикане

Подвергались нападению и скульптурные шедевры. В 1972 году сумасшедший набросился в Соборе Святого Петра в Ватикане на «Пьету» Микеланджело с молотком. Геолог из Австралии Ласло Тот дождался окончания праздничной литургии и с криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» стал долбить статую скальным молотком. В итоге он отбил левую руку, расколол нос и нанес множество мелких повреждений. На суде Тот повторял, что он Иисус и что его отец, то есть Господь, повелел ему уничтожить статую Микеланджело. Вандала признали невменяемым и отправили в психушку. Разлетевшиеся мельчайшие части «Пьеты» собирали по всему храму, а несколько туристов добровольно принесли отколотые Тотом кусочки статуи, которые они захватили с собой в качестве сувенира. Сразу несколько известных скульпторов предложили помощь в восстановлении шедевра. Кстати, при реставрации выяснилось, что в XVIII веке статую уже ломали, правая рука была заменена неизвестным скульптором.

Псих в Ватикане Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

Кислотный убийца

Ханс-Иоахим Больман — настоящий серийный убийца живописных полотен. Немецкий арт-террорист в общей сложности повредил 56 произведений искусства. Самым излюбленным оружием у него была серная кислота, за что Ханса и прозвали Кислотным убийцей. Больман был шизофреником, страшный диагноз был впервые поставлен ему в 16 лет. Не совсем понятно, как ему удалось до первого задержания облить с десяток картин, но в 1970-х музейные старушки-смотрительницы пугали друг друга страшилками о кислотном Гансе. Больмана сажали и лечили, но ничего не помогало. Едва оказавшись на свободе, он в первую очередь искал серную кислоту, а во вторую очередь шедевр, на который еще не нападал. Больной Больман страдал кучей фобий, в частности боялся воды и огня, и облегчение наступало только тогда, когда он наблюдал, как кислота разъедает картины великих живописцев. Среди его жертв Кранах Старший и Кранах Младший, Рембрандт, Дюрер, Рубенс, Пауль Клее. Последнее нападение 69-летний Больман совершил в 2006 году, тогда он поджег картину ван дер Гельста. В 2009 году Больман скончался от рака. По приблизительным оценкам за всю свою долгую жизнь он нанес ущерба музеям и галереям на 105 млн. евро.

Кислотный убийца Верещагин, Рубенс, Третьяковка, грозный, даная, живопись, репин

©