Oни бpocилиcь нaутёк, нo тoгдaшняя милиция былa пpoвopнoй и иx зaдepжaли

От тюрьмы сына спас отец, поднявший все свои связи. Ширвиндт старший сыграл в этом фильме отца Кости, прообразом которого был Миша…

Среди почти 60-ти ролей в кино, больших работ у этого артиста почти не было, но не было и ни одной плохой, и он стал невероятно популярным: почти все знали его в лицо.

Умный и остроумный, невероятно обаятельный и невозмутимый, порой циничный и лукавый, ироничный и самоироничный, великолепно владеющий словом, он умел шутить с непроницаемым выражением лица.

Именно за это умение не дрогнуть, когда все от смеха катаются по полу, на заре своей юности Александр Ширвиндт получил прозвище «Маска». Он никогда не хлопотал лицом, и поэтому до конца своих дней для многих он так и остался загадкой. В трёх столичных театрах он сыграл почти в 80 постановках, и сам поставил 25 спектаклей.


Детство

На свет Александр появился 19 июля 1934 года в едва ли не самом знаменитом в Стране Советов роддоме им. Григория Грауэрмана.

Отец, Теодор Гдальевич, именовавший себя Анатолием Густавовичем – отсюда и отчество сына – играл на скрипке в оркестра Большого театра, мама, Раиса Самойловна, в девичестве Кобыливкер, окончила 2-ю студию МХАТ под руководством самого Владимира Немировича-Данченко.

В их двух комнатах в коммуналке на шесть семей в Скатерном переулке бывали Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зелёная, Леонид Утёсов. Театр в жизни Саши занял прочное место с тех самых пор, как он себя помнил.


В августе 1941-го Сашу с мамой эвакуировали в городок Чердынь, что в 300-х километрах севернее областного центра Молотов. Семилетний Саша бегал с местной детворой на речку Колву, приносил домой нехитрый улов, что было большим подспорьем в той голодной жизни, и с тех пор на всю жизнь пристрастился к рыбалке.

В 1943-м они вернулись в Москву, Саша пошёл в школу, и уже тогда подумывал о том, чтобы стать актёром. Однако в школьный драмкружок его не взяли: худрук прямо сказал обескураженному Саше, что артистических задатков у него нет.

Тем нее менее, в самой успешной кружковской постановке «Борис Годунов» по Александру Пушкину Саша сыграл весьма значительную роль. Он сидел под столом, покрытом до пола скатертью, чтобы не видно было, кто там копошится, на стол поставили канделябр с горящей свечой, и Саша временами качал стол, чтобы пламя свечи колыхалось, приводя зрителей в ужас.

В школе Саша познакомился и на всю жизнь подружился с Мишей Державиным, который тоже был из творческой семьи, жил с родителями по соседству и был младше Саши на два года. Державин, по свидетельству людей, хорошо его знавших, был совершенно неконфликтным человеком, по свидетельству Ширвиндта – настоящим другом.

Когда Саша известил родителей, что хочет пойти в артисты, восторга это у них не вызвало, боле того, они всячески отговаривали сына от поступления в театральное училище.

Папа с мамой подсылали к нему известных актёров, которые убеждали его, что он настолько бездарен, что его даже в школьный театр не взяли, что у него ничего не выйдет, а если и получится поступить, то он всё равно об этом горько пожалеет.

Александр прикинулся, что внял увещеваниям, и поступил на юрфак МГУ, но в тайне от всех умудрился поступить ещё и в театральное училище им. Б. Щукина при театре им. Евгения Вахтангова.

Первые роли в кино

В 1956-м Ширвиндт окончил «Щуку» с красным дипломом, и сразу поступил в Театр-студию киноактёра, где прослужил один год.

В том же году Ширвиндт впервые сыграл в кино: в комедии «Она вас любит!», поставленной на «Ленфильме» Семёном Деревянским и Рафаилом Сусловичем, он играл мечтавшего стать народным артистом «хотя бы РСФСР», эстрадного певца Вадима Ухова, надменного и довольно противного красавца и сердцееда.


Роль была небольшая, да и фильм получился так себе, но Ширвиндт не расстроился, потому, что заплатили за работу хорошо, и он, добавив немного денег, купил свой первый автомобиль – подержанную, но с небольшим пробегом «Победу».

Он был уверен, что большие роли, которые принесут ему всесоюзную славу, ещё впереди, но режиссёры с предложениями не спешили.




«Майор «Вихрь»

Через семь лет, в 1963-м был смешной эпизод в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра»: Ширвиндт и Юрий Белов разыграли наивную провинциалку Фросю Бурлакову, приехавшую поступать в музыкальный ВУЗ, отрекомендовавшись Константином Станиславским и Владимиром Немировичем Данченко.

Следующей роли в кино Ширвиндт ждал четыре года: тот же Ташков позвал его в трёхсерийный телефильм «Майор «Вихрь» по книге Юлиана Семёнова на роль польского подпольщика Юзефа, одного из тех, кто вместе с советскими разведчиками спас Краков от разрушения немцами, и погиб в последнем бою за город.


Картина имела ошеломительный успех, и потом ещё много раз её показывали в самое лучшее время. В 60-е Ширвиндт снимался довольно много, правда, по большей части, играл либо роли второго плана, либо в эпизодах.





Театр им. Ленинского комсомола

В театре им. Ленинского комсомола, куда Ширвиндт пришёл ещё в 1957-м, он поначалу тоже играл лишь эпизодические роли. Всё изменилось в середине 60-х, когда главным режиссёром стал Анатолий Эфрос: он поверил в талант Ширвиндта, и постарался снять с него маску балагура и циника, которая уже начала прилипать к нему.

Именно Ширвиндту Эфрос доверил главные роли в своих постановках: он играл в спектаклях «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского, «Каждому своё» по Самуилу Алёшину, «Чайка» по Антону Чехову, «Мольер» по Михаилу Булгакову.





В 1967-м Эфроса уволили из Ленкома, назначили рядовым режиссёром в небольшой театр на Малой Бронной, а он увёл за собой Ширвиндта и Льва Дурова. Ширвиндт играл в трёх спектаклях, поставленных Петром Фоменко, Эфросом и Дуровым.


Дуэт

В 60-е годы ХХ века на одном из знаменитых «капустников» в Доме кино родился дуэт Александра Ширвиндта и Михаила Державина.

Эстрада в жизни театрального и киноартиста Ширвиндта занимала примерно половину его творчества, их с Державиным дуэт был очень популярен, и редкий телеконцерт, программа «Вокруг смеха», телевизионные бенефисы, обходились без них, и при этом они не надоедали ни зрителям, ни друг другу.

У них была сценка, в которой Ширвиндт был переводчиком, а Державин – иностранцем, то поющим нормальный иностранный текст, то несущим какую-то абракадабру, то мужчиной, а то и женщиной, а Ширвиндт переводил укладывая в пару слов то, что иностранец говорил, порой, несколько минут, а зачастую и совсем не то, что вещал собеседник.

Менялись лишь герои и антураж, а смысл оставался неизменным, но это всегда было ново, тонко, остроумно и прекрасно сыграно. О парочке Ширвиндта и Державина известный автор эпиграмм Валентин Гафт написал:


Державин Ширвиндта заметил,

Благословил, но в гроб не слёг,

Им равных не было в дуэте,

Их превзойти никто не мог.

Ушёл Державин в «Кабачок»,

Но Ширвиндт пережил разлуку:

Ему Миронов протянул

Свою брильянтовую руку.

Любимцы публики, кумиры,

Без выходных играют дней,

Три мастера одной Сатиры,

Одной и той же – так точней.


«Ещё раз про любовь»

В 1968-м, воспользовавшись огромной популярностью ленкомовского спектакля «104 страницы про любовь», Георгий Натансон снял фильм «Ещё раз про любовь», который сразу посмотрело более 40 млн. зрителей.

Почти на все роли Натансон пригласил не тех актёров, что играли в спектакле Эфроса, и лишь Ширвиндт играл яркую роль физика-неудачника, Феликса Топтыгина и в спектакле и в фильме.


Впрочем, это был уже привычный циник и прохвост: просто Натансон и автор сценария Радзинский считали, что это идеальное попадание в образ и менять ничего не хотели.


«Ирония судьбы, или с легким паром!»

Знаменитую сцену в бане в «Иронии судьбы» Эльдар Рязанов снимал ночью в коридоре «Мосфильма» под лестницей. Одетые только в простыни артисты жутко мёрзли, и грелись настоящей водкой смешанной с настоящим пивом, то есть, классическим советским коктейлем под названием «Ёрш».

Когда Рязанов об этом узнал, он устроил страшный скандал, ввёл тотальный контроль, и постарался быстрее снять эпизод, чтобы прекратить разнузданное пьянство на рабочем месте. Последним из той великолепной четвёрки этот мир покинул Ширвиндт.


Театр Сатиры

Когда «Иронию судьбы» впервые показали по телевидению, Ширвиндт уже служил в одном из самых знаменитых театров Москвы – в Сатире, куда его с Малой Бронной переманили друзья Михаил Державин, Марк Захаров и Андрей Миронов, которые уже были звёздами этого театра.

В это время на всю Москву гремел спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро» по Пьеру де Бомарше, где Миронов играл Фигаро, а графа Альмавиву – Валентин Гафт.

Всё было хорошо, пока режиссёр постановки и худрук театра Валентин Плучек после спектакля не устроил Гафту публичный разнос, обвинив его в том, что он уркаган, а вовсе не испанский граф. Гафт обиделся, из «Сатиры» ушёл на Малую Бронную, откуда только что пришёл Ширвиндт, и на роль Альмавивы Миронов с Захаровым «сосватали» Ширвиндта.

Именно он играл графа в фильме-спектакле, который был снят Центральным телевидением. В 1979-м я был по делам в столице, и друзья пригласили меня на «Женитьбу Фигаро». От таких приглашений не отказываются, я пустил по боку все дела, и получил огромное удовольствие, которое не забыл до сих пор.

Через пару лет я попал на спектакль «Чудак» по Хикмету, где Ширвиндт играл главную роль Ахмета Рызы, но, сказать по правде, я не был в восторге ни от самой довольно тусклой постановки, ни от игры усталых актёров, которые только что вернулись с гастролей по стране, и явно спешили в отпуск.


Едва придя в «Сатиру», Ширвиндт вместе с Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе венгерского драматурга Миклоша Дьярфаша, а через три года вместе с Мироновым – «Маленькие трагедии большого дома» по пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина.


Оба спектакля имели огромный успех, театр давал их много лет, а в довершение ко всему их засняло телевидение, которое «писало» только самые заметные театральные постановки.


Ширвиндт любил биатлон, баскетбол, бильярд. В футболе болел за московское «Торпедо», и это не мудрено: от игры блистательной команды Виктора Маслова, когда за неё выступали Эдуард Стрельцов, Валентин Иванов и Валерий Воронин, оторваться было невозможно.

А ещё у него было одно кулинарное пристрастие: он любил варёный лук из супа.

В 1971 году известный комедиограф Леонид Гайдай начал снимать «Двенадцать стульев» по Илье Ильфу и Евгению Петрову.

Ширвиндт очень хотел сыграть Остапа-Сулеймана-Берта-Мария Бендер-бея, и даже был на пробах, но Гайдай предпочёл Арчила Гомиашвили, а друг Марк Захаров спустя несколько лет – другого друга Андрея Миронова.

В фильме Гайдая Ширвиндту не досталось ничего, а у Захарова лишь небольшая роль одноглазого шахматиста-любителя, у которого все ходы записаны.



«Трое в лодке, не считая собаки»

Трое друзей – Державин, Миронов и Ширвиндт сыграли трёх друзей в двухсерийном телефильме Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» по сценарию Семёна Лунгина, написанному на основе одноимённой повести Джерома К. Джерома.

Создавали фильм звёзды, играли в нём тоже звёзды, причём всех троих я просто обожаю, и работали они, как всегда, прекрасно, на съёмках, говорят, было очень весело, но вот фильм, сколько бы раз я его не смотрел, как сейчас говорят, не зашёл.




Ширвиндт снимался у Рязанова, у Карена Шахназарова, у Светланы Дружининой, у Владимира Басова, у Леонида Гайдая и его тёзки Квинихидзе, у Ларисы Шепитько и других прекрасных режиссёров.

Но главных ролей у него было всего две, одну из которых импозантного красавца и мошенника Леонидо Папагатто в фильме Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине», Ширвиндт особенно любил.




«Бабник»

Другой главной ролью был Аркадий в фильме Анатолия Эйрамджана «Бабник». Державин уговорил режиссёра взять на главную роль Ширвиндта, а, заодно, и свою жену Роксану Бабаян.

Многие мужчины считали, что Аркадий, перед чьим мужскими обаянием, схожим с чарами, не могла устоять ни одна женщина, очень похож на них, вернее, они похожи на него, и взяли на вооружение многие его фразы и подходы.




Семья

На самом деле Ширвиндт был женат всего лишь один раз. Наталья Белоусова, архитектор, младше него на год. Она работала с 9.00 до 18.00. Вечером Александр Анатольевич звонил ей, и говорил, чтобы она, либо, сервировала стол – значит, придут гости, либо «была в напряжении» – значит, предстоит выход в свет.

Он заезжал за ней, они ехали в ресторан или к друзьям, возвращались часа в три, то ли ночи, то ли утра, а в 8.00 Наталья уже шла на работу. У неё в закутке за кульманом стоял маленький топчанчик, на котором она могла поспать в обеденный перерыв.

В 1958-м у Александра и Натальи в том же роддоме им. Грауэрмана, что и отец, родился сын Миша – такой же проказник, как папа: его регулярно выгоняли из школы, на него все жаловались, и он тоже, окончив, как и отец, «Щуку», поначалу стал актёром.

В фильме «Русский регтайм» Сергей Урсуляк почти документально показал историю, за которую Михаил едва не угодил на семь лет в тюрьму. Как-то 7 ноября, отмечая всенародный праздник, он с приятелями в изрядном подпитии снял с крыши красный флаг. Они бросились наутёк, но тогдашняя милиция была проворной и их задержали.

От тюрьмы Михаила спас отец, поднявший все свои связи. Ширвиндт старший сыграл в этом фильме отца Кости, прообразом которого был Миша.

Поработав пару лет, где придётся, Михаил восстановился в «Щуке», окончив её, несколько лет работал у Константина Райкина в «Сатириконе», потом ведущим программ на телевидении, а когда понял, что не тот путь выбрал, просто ушёл из профессии, о чём потом ни разу не пожалел.

В фильме «Гараж» Рязанов утвердил Ширвиндта на роль Валентина Сидорина – скользкого и велеречивого председателя правления гаражного кооператива, но Плучек на 24 съёмочных дня его не отпустил. Тогда Рязанов произвёл рокировку: вместо Ширвиндта он взял Гафта.

Худрук

Едва окончив «Щуку», Ширвиндт тут же был принят туда преподавателем, а в 1995-м стал профессором. В 2000-м, за два года до смерти, Плучек ушёл на пенсию, и Ширвиндт возглавил театр – больше было просто некому.

Заняв кабинет Плучека, он повесил над рабочим столом топор – для устрашения, но это была очередная шутка гения. Лукаво улыбаясь, он говорил, что худрук должен быть кнутом и пряником, но что делать, когда кнут в руках у пряника?

В октябре 2021 года Ширвиндт заявил, что полноценно управлять театром не может, а обузой и якорем, мешающим двигаться вперёд, быть не хочет.


Покинув свой пост, он передал театр в руки актёра и режиссёра Сергея Газарова, а коллектив театра в знак признания выдающихся заслуг Александра Ширвиндта перед театром, избрал его пожизненным Президентом Театра Сатиры.



В последние годы Ширвиндт сильно болел, но давал интервью, на которые приходил с эстетской тростью и со своей неизменной трубкой, с которой почти не расставался.

Он сохранял ясность ума, но уже было видно, что говорить ему тяжело, иногда он задыхался. 15 марта 2024 года Александр Ширвиндт скончался от сердечной недостаточности. Ему было 89 лет.



По материалам — Читай

©