Вы читаете расшифровку интервью, на тему: «Что такое внутренние опоры и для чего они нужны?»

Вопрос: «Я часто сталкиваюсь с тем, что внутреннюю опору подменяют внешним критиком или само-критиком.

Например, у меня есть коллега, у нас онлайн-проект, мы ведем группы, и у нас там есть запрет на оценочность. Участники дают друг другу обратную связь, мы строго запрещаем критику, оценку и тд. Вместо этого мы предлагаем поддерживающую обратную связь. Из позиции Я.

Например, «Мне понравилось», «Меня раздражает», Меня возмутило, «Меня удивило».

И сталкиваемся с таким феноменом, что люди думают, что мы такой елей на них льем, и опереться на это невозможно. На поддержку они не могут опереться.

И, когда мы спрашиваем, а в чем проблема… Нам рассказывают: «А как же я узнаю, что мне делать… если вы меня покритикуете, и скажете, где мне надо исправиться, тогда я буду знать, что мне делать. А по-другому я не понимаю, как мне вырасти, как мне развиваться. Бывают ли места, где критика уместна?»

Ответ: Я думаю, что очень мало мест, где критика уместна. Ты сейчас мне рассказала про людей, которые не привыкли к обратной связи. Они привыкли к тому, что их оценивают, они привыкли к тому, что их критикуют, и они привыкли к тому, что им обязательно надо побыть плохими для того, чтобы потом исправиться.

Им кажется, что это необходимо.

В этом нет никакой необходимости. Здесь как будто бы заложена какая-то концепция, что человек какая-то скотина, которая не знает, как правильно, как хорошо, и его надо стегать плеткой для того, чтобы он понял и усвоил, как правильно и как хорошо. Это не просто заблуждение, это какое-то глобальное обесценивание человека.

Но это не так. Каждый человек стремится выразить себя наилучшим образом, и критика не является тем способом, который ему в этом помогает, скорее наоборот, помогает поддержка. Помогает осмысление своего опыта, помогает осмысление последствий.

Например, ребенок ходит в школу. Он решил побалбесничать и не сделать уроки. Вот он идет в школу и он сталкивается с последствиями. Учитель говорит: «Не сделал домашнее задание, вот тебе двойка».

И это и есть тот самый опыт, на который мы опираемся. Это совершенно не обязательно делать садистски, с унижением, как-то с плеткой. Достаточно просто дать возможность пережить последствия.

Точно также, например, в отношениях. Если мы не умеем как-то свои эмоции переварить в Я-послание. Например, я сейчас очень разозлился, потому что произошло то-то и то-то. Мы тут же сталкиваемся с последствиями. Другой человек, если мы на него что-то выплеснули, он тоже недоволен, он тоже начинает генерировать какую-то злость в ответ.

И это и есть последствие. Мы сталкиваемся с последствиями, и этого достаточно для развития. Но нам не давали пережить последствия, либо делали это садистски. Нас хотели наказать за ошибки, но никак не давали понять,что ошибка — нормальное условие развития. Мы же не рождаемся все знающими, мы учимся в жизни тому,чтобы знать.

Т.е. мы должны научить детей и научиться сейчас сами тому, что критика не является условием для развития. А необходимым условием для развития является просто опыт, рефлексия, переосмысление, и как раз поддержка, потому что мы не все знаем, мы постоянно проживаем какой-то опыт впервые.

И в твоем проекте, наверняка эти люди впервые проживают свой опыт и, соответственно, чему-то учатся. Т.к. когда человек учится, он пребывает в максимальной степени уязвимости. А уязвимость обязательно должна быть поддержана.

Только тогда человек останется в ощущении того, что он достоин, и он не будет палачом для других. Поэтому я бы сказала этим людям, что да, я вижу, что вы к этому привыкли. И мы считаем, что критика не является необходимым условием для развития, и предлагаем вам об этом порефлексировать, почему это у вас так.

Художник: Мария Амирагова

©




✉ Для подписки на сайт, введите e-mail: