Сентябрь — время, когда наши предки справляли праздники, тесно связанные с урожаем, духами-оберегами, предками и небесными покровителями.

Первый праздник месяцаРод и Роженица, приходящийся на 8 сентября: праздник, посвященный семейному благополучию. На 14 сентября выпадает целый букет важных праздников. Новолетие, или славянский Новый год, отмечался на Руси как церковно-государственный праздник аж с XV века. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что пришел «исцелять сокрушенных сердцем».

Тогда же, 14 сентября, справляли Первые Осенины — праздник урожая, когда хозяйственная деятельность переносилась с поля в дом и подсобное хозяйство—амбары, овины, кладовые. Еще на этот день выпадает Закрытие Сварги — момент, когда людской мир покидает богиня Жива, а духи предков перестают опускаться на землю из Ирия-рая.

После того как проходят обряды Закрытия Сварги, 21 сентября, празднуется день Сварога: влияние светлых богов ослабевает, земля остается на попечении скотьего бога Велеса. А чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. В Сварогов день также устраиваются посиделки девушек с парнями, на которых рассказывают страшные или истории, ворожат на любовь.



27 сентября — день народного календаря славян, именуемый Фекла Заревница, или Именины овина. Впрочем, иногда этот праздник справлялся и на осеннее равноденствие. Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, не развязать потом — ни узел, ни судьбу. Коли полюбили — так навсегда, если женятся — значит, долгим будет счастье супругов. А еще считалось, что зари (желания, страсти) одолевают людей в этот день. Поэтому к вечеру на Феклу Заревницу творили присушки.

Присушить — это значит призарить парня, сделать так, чтобы он обратил внимание. В ночь на Феклу Заревницу возжигали новый огонь. Перед началом добывания нового огня во всех домах гасили огни — и печи, и лучины, и даже лампадки (только в церкви лампады перед иконами не трогали). И начинался ритуал добывания нового огня. Проводили его только женатые мужчины, причем самым древним способом — трением. Живой огонь разносили по дворам — зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, вносили в храм для зажигания свечей перед проведением молебна об избавлении от бедствия. Обновление огня символизировало всеобщее обновление. Ну это в старину делали, но и сегодня можно совершить небольшой ритуал, дабы заручиться благословением Высших сил.

В праздничную ночь (23 сентября на осеннее равноденствие или 27 сентября на Феклу) погасите все огни в доме и зажгите — обязательно от спички (тоже ведь трение) — свечу. Затем от той свечи зажгите несколько приготовленных заранее больших свечей, установленных в подсвечниках на полу «коридорчиком». Количество свечей с каждой стороны «коридорчика » может быть 5, 7 или 9. Нужно пройти меж зажженных свечей по этому огненному «коридору », чтобы огонь сжег негатив, беды и несчастья.

С Феклина дня начинались замолотки: при новом огне начинали молотьбу в овине. Перед этим испрашивали разрешения у овинника: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Овинник (он же — гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) — дух, живущий в овине (на гумне). Он сродни домовому, хозяйничающему в доме, и баннику, заправляющему в бане.

На Феклу девушки в овине гадали на суженых. Приходили, совали в окошко калач овиннику да примечали: если рука, взявшая калач, теплая — быть жениху богатому, если холодная — за бедного выйдет. Ну а уж если не возьмет овинник калач, то сидеть тебе в девках. Гадали на суженых и в банях, вотчине банника: на зеркале или накрывали ужин на двоих. Правда, женихом-то черт прикидывался, так что гадание это опасное. ведь несмотр на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле считается нечистым местом, а после полуночи даже страшным, таящим опасности.

Всем известен злой нрав банника. Но вредит он очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Так, нельзя мыться в бане в четвертую очередь: это время банника. После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается до 7 часов вечера.

Кстати, именно поэтому баню ставят подальше от дома. В старину добрые люди ночью в баню не совались. И редкий путник решался заночевать в бане, предпочитая лучше спать в стогу, а то и под кустом в чистом поле. Не то что теперь — ставят двухэтажные бани на участке, на втором этаже устраивают комнаты и спят там…

©






✉ Для подписки на сайт, введите e-mail: