Противостояние европейских переселенцев с коренными жителями обоих Америк продолжалось почти пять столетий. И с той и с другой стороны было проявлено немало звериной жестокости — как белые, так и краснокожие не отличались особой сентиментальностью и с большой охотой предавали смерти как воинов, так и мирное население. Но иногда бывали исключения и пленники жили в плену долгие годы, принимая чуждый им быт и обычаи. Так произошло и с Олив Оатман, которая провела среди индейцев долгих пять лет.

Олив Оатман родилась в штате Иллинойс, США, в 1837 году. Родители девочки — Ройс и Мэри Анн Оатман были мормонами и поэтому Олив и шесть ее братьев и сестер воспитывались в присущей этой вере строгости и богобоязненности.

Повозка переселенцев-мормонов

В 1850 году в общине мормонов произошел раскол, из-за которого примерно сотня жителей во главе с преподобным Джеймсом Брюстером покинула родное поселение и отправилась искать счастье в Калифорнии, которую проповедник назвал новой землей обетованной.

В пути странники повздорили, из-за чего большинство отправилось по длинному и безопасному северному пути, а несколько семей, во главе которых оказался отец Олив — выбрали опасный и короткий южный, через пустынную Аризону.

В пустыне единомышленники оставили Оатманов, отказавшись идти дальше и многодетная семья из двух взрослых и семи детей отправилась дальше. В районе реки Хила к маленькому каравану приблизилась группа индейцев и потребовала отдать еду, табак и винтовки, но Ройс Оатман, угрожая оружием, прогнал наглых визитеров.

Нападение индейцев. Художник Артур Сарнофф

Конфликт закончился тем, что индейцы вернулись с подкреплением и перебили всю семью, кроме троих детей — 14-летней Олив, 7-летней Мэри Анн и 15-летнего Лоренцо. Девочек краснокожие забрали с собой, а раненого Лоренцо бросили умирать среди трупов, возле разграбленного фургона.

К счастью для юноши, он очнулся и сумел добраться до ближайшего поселения, где получил помощь. Оправившись от ран, мальчик с отрядом вооруженных мужчин отправился на поиски выживших членов своей семьи, но младшие сестры исчезли вместе с похитителями, не оставив следов.

В нападении все винили воинственных апачей, но похитителями девочек оказалось племя толкепаяс. Это сбило с толку поисковые отряды, которые, не добившись успеха, вскоре объявили сестер мертвыми и прекратили поиски. Но девочки были живы и находились не в самых лучших условиях. В индейском поселке, расположенном в 100 милях от места похищения, они находились на положении рабынь, выполняя разную женскую работу.

Олив Оатман среди индейцев. Иллюстрация из книги

Индейцы не церемонились с юными пленницами — их заставляли выполнять тяжелую и грязную работу, кормили объедками и периодически избивали. В таком бедственном положении Олив и Мэри Анн провели год. Избежать дальнейших издевательств, которые рано или поздно стоили бы девочкам жизни, им помог случай.

Несколько воинов из племени мохаве приехали в поселок толкепаяс для торговли и увидели двух грязных и изможденных белых девочек. Сложно сказать, что привлекло мохаве их в этих несчастных детях, но они выкупили их, отдав за пленниц тюк овощей, несколько одеял и двух коней.

Спустя несколько дней пути Олив и Мэри Анн стали жительницами поселка мохаве, расположенного на пересечении рек Колорадо и Хила. Вождь племени, Эспианола, взял под опеку двух детей и поселил их со своими двумя женами. Женщины хорошо относились к девочкам, о чем Олив впоследствии с благодарностью вспоминала всю жизнь.

Женщина племени мохаве. Фото начала XX столетия

Племя мохаве, в отличие от захудалого толкепаяс, было в то время богатым и не слишком воинственным, поэтому жило оседло. Эспианола выделил белым девочкам участок земли, как полноценным членам племени и те смогли обзавестись своим небольшим хозяйством. Как и другим женщинам племени, Алив и Мэри Анн сделали на подбородках и руках традиционные татуировки.

Позднее Олив Оатман рассказывала, что эти знаки были отличительной чертой рабынь мохаве, но это было не так. Во-первых, такие татуировки могли носить на теле только члены племени, а во-вторых, история с подаренной вождем землей не слишком вписывалась в эту легенду. Подтвердить или опровергнуть слова Олив после ее освобождения было некому, поэтому Оатман всегда представляла себя как пленницу мохаве, боявшуюся бежать из поселка из-за страха смерти.

В 1855 году Олив теряет сестру — из-за большой засухи на землях мохаве начался голод и Мэри Анн умирает в возрасте 10 лет. В том году в долинах рек Колорадо и Хила умерло много людей и Олив чудом удалось избежать этой участи. Позднее девушка будет вспоминать о племени с большой благодарностью, так как индейцы не дали ей погибнуть, помогая, чем только можно.

Индейцы мохаве

Когда Олив Оатман было 19 лет, в поселок мохаве прибыл гонец из племени юма по имени Франциско, которому командир гарнизона, расположенного в нескольких днях пути форта, дал особое поручение. В крепости узнали, что индейцы держат у себя белую девушку и потребовали ее отдать.

Эспианола наотрез отказался обсуждать выдачу Олив и, более того, начал отрицать, что вообще когда-либо видел в своем поселении девушек из другого народа. Но Франциско не сдавался — он арендовал у мохаве дом и решил без девушки не возвращаться. Гонец предлагал выкупить Оатман за деньги или выменять ее на товары и лошадей, но увидев, что дело не сдвигается с мертвой точки, перешел к угрозам.

Индеец заявил, что если Олив не отдадут, то гарнизон форта прибудет в поселок с карательной экспедицией и заберет ее силой. В ходе переговоров, в которых принимала участие уже сама Оатман, стороны все же договорились и девушка, вместе с гонцом и отрядом сопровождения мохаве, отправилась в форт Юма.

По прибытии Оатман потребовала, чтобы ей выдали платье, так как по обычаям женщин мохаве она была одета лишь в юбку и ходила с открытой грудью. В форте Олив встретили аплодисментами и девушка была тронута такой встречей. Впрочем, есть информация, что бывшая пленница тяготилась жизнью среди своих соплеменников. Подруга детства Олив, Сьюзен Томсон, с которой они продолжили дружить, вспоминала, что Оатман грустила по мохаве из-за того, что в племени остался ее муж и двое детей.

При этом сама Олив всегда отрицала замужество, рождение детей и даже сексуальное насилие со стороны индейцев. «К чести этих дикарей будет сказано, что они никогда не относились ко мне оскорбительно» — отвечала девушка на вопросы о том, как ей жилось среди индейцев.

Вскоре Олив обрела и родного человека — узнав про освобождение сестры из плена, в форт Юма прибыл ее брат Лоренцо. После этого Оатманы старались держаться рядом и всячески помогать друг другу. Важным событием в их жизни стала встреча с пастором Ройалом Страттоном, написавшим в 1857 году по мотивам рассказов Олив книгу «Жизнь среди индейцев». Она разошлась тиражом 30 тысяч экземпляров и часть денег автор отдал брату и сестре.

Благодаря этим деньгам Олив и Лоренцо смогли поступить в Тихоокеанский Университет США и получить хорошее по тем временам образование. Бывшая пленница индейцев вскоре и сама начала неплохо зарабатывать, выступая с лекциями о жизни среди мохаве перед студентами и просто любопытными соотечественниками.

В 1865 году Олив встретила Джона Б. Фэирчайлда — зажиточного торговца скотом из Техаса и вскоре они поженились. Пара переехала в техасский город Шерман, где удочерили девочку по имени Мэми. После этого в жизни Оатман не происходило ничего примечательного. Олив Оатман Фэйрчайлд умерла от сердечного приступа в 1903 году в возрасте 65 лет в своем доме в Шермане и была похоронена на городском кладбище Вэст Хилл.

Смотрите также — Противостояние в Вундед-Ни: как в 1973 году индейцы США последний раз вышли на «тропу войны»

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

 

©