Фото: ECcompare.io

В июле я писал про то, почему нельзя переоценивать позитивное влияние электромобилей на экологию и пытаться как можно скорее заменить ими обычные машины. Тот пост почему-то многие захейтили – то ли заподозрили, что я защищаю вонючие бензиновые и дизельные двигатели (ха-ха), то ли просто позавидовали европейцам, которые освобождены от налогов на электромобили и могут брать их в лизинг за 39 евро в месяц. Это даже в России и даже при нынешнем курсе рубля было бы дёшево, а при уровне немецких и французских зарплат вообще копейки.

Я объяснял, что, покупая «современные и экологичные» электромобили, люди просто разгоняют потребление. Вот представьте, что вашему автомобилю 5 лет, и он без каких-то радикальных проблем мог бы проездить ещё 10. Но вы вдруг озаботились экологией и решили заменить свою машину на электромобиль. Во-первых, на производство электромобиля тратится много ресурсов, в том числе ископаемых. Во-вторых, оно оставляет большой углеродный след.

Наверное, точные цифры рассчитать не получится, но надо подумать, не выйдет ли так, что производство, эксплуатация и последующая утилизация электромобиля причинят экологии больше вреда, чем ваше решение поездить на бензиновой или дизельной машине ещё 10 лет.

Окей, допустим, мне вы не верите, но прислушайтесь тогда к учёным. Вот статья «Пределы транспортной декарбонизации при существующей парадигме роста», написанная группой авторов из Университета Вальядолида (Испания). Они применили модель комплексной оценки MEDEAS-World, чтобы изучить 4 разных стратегии «декарбонизации» (то есть снижения углеродных выбросов) к 2050 году.

Попробую пересказать выводы своими словами, чтобы вы тут не страдали от перегруженных предложений:

1. Банальная замена автомобилей на электромобили не приведёт к сокращению выбросов парниковых газов, зато может вызвать дефицит некоторых важных элементов, таких как литий и магний (они используются для производства батарей).

2. Единственная стратегия, которая поможет достичь этой цели, укладывается в концепцию «антироста» (Degrowth). То есть речь идёт как раз о сокращении потребления, в данном случае – резком падении спроса на перевозки.

И это (тут уже добавлю от себя) отчасти реально. Эпидемия коронавируса показала, что, оказывается, множество людей можно перевести на удалёнку без какого-либо ущерба для компаний. Машин в городах стало меньше, особенно в часы пик, и это позволило некоторым городам запустить программы развития пешеходных пространств и велоинфраструктуры. Кстати, мы заодно узнали, что товары внутри города могут доставлять велокурьеры. Причём существуют уже и грузовые электровелосипеды, на которых один человек способен перевозить тяжёлые грузы. Всё это, естественно, приводит к сокращению выбросов.

3. Учёные предлагают действительно отказываться от автомобилей, но не в пользу электромобилей, а в пользу более лёгкого электрического транспорта (электровелосипеды, скутеры, самокаты) и безмоторных транспортных средств, то есть тех же велосипедов.

4. Из-за упомянутого выше вероятного дефицита лития, меди и магния, которое может возникнуть при массовом переходе на электромобили, необходимо придумать, как правильно утилизировать батареи, прежде чем стимулировать их массовое производство.

5. Замена уже существующих машин с ДВС на лёгкие электрические транспортные средства (электросамокаты, электроскутеры) поможет отсрочить дефицит жидкого топлива, то есть нефти и газа, и экономический спад. Однако их производство само по себе стимулирует экономический рост, так что сокращение выбросов к 2050 году даже при этом сценарии будет крайне незначительным.

6. Сложнее всего добиться сокращения выбросов будет в сферах воздушного и водного транспорта, а также наземных грузовых перевозок. Учёные предлагают радикально изменить подход к мировым перевозками. Например, отказаться от перевозок фурами в пользу электрифицированных железных дорог. Кстати, в Германии уже лет 10 тестируют фуры-троллейбусы, но ни полноценной сети, ни флота таких электрогрузовиков у страны до сих пор нет.


Фото: Siemens AG / The Verge

7. Вдобавок к этому всему необходимо резкое сокращение спроса на воздушные перевозки. А это, как мы понимаем, маловероятно.

8. Ограничение движения автомобилей и приоритет общественного транспорта в городах «демонстрируют большой потенциал» в экономии энергии и сокращении выбросов парниковых газов. В общем, если мы реально хотим заботиться об экологии, бессмысленно бежать за новеньким электромобилем (к тому же, не у всех есть лишние 30 000 евро). Зато можно просто пересесть на велосипед и добиваться того, чтобы у вас в городе развивали трамвай и троллейбус. О чём я, в общем-то, и твержу все эти годы. 😉

©



✉ Для подписки на сайт, введите e-mail:




Смотрите также: