Аями Кодзима – гениальная художница-самоучка. Она начинала работать секретарем, но, чтобы развлечь себя и отвлечься от рутины, начала рисовать… и разработала собственный стиль и технику. Любовь к манге и фильмам ужасов стали отправными точками в ее творческом развитии.
Стиль художницы балансирует между сюрреализмом и современной интерпретацией барокко. Ангелоподобные юноши сжимают окровавленные мечи, искалеченные златокудрые ангелы плачут кровавыми слезами, чешуя, перья, скелеты и розы мелькают перед зрителем, затягивая его в изысканный мир кошмаров.
Аями работает исключительно вручную, выполняя набросок простым карандашом, затем создает тени тушью, после чего дорабатывает изображение акриловыми красками, сильно разбавленными водой – это позволяет наносить более тонкие слои и добиваться нежнейших цветовых градаций. В ее арсенале – моделирующая паста, мастихин, палочки для тушевки, грубая кисть и собственные пальцы. Завершив работу, Аями добавляет краски с металлическим блеском и покрывает изображение полимерным лаком. Технология кажется неоправданно сложной, но дает потрясающие результаты.
Некоторое время она работала как независимый иллюстратор, оформляя японские новеллы, и была известна только узкой категории ценителей внутри страны. Однако один из продюсеров популярной серии компьютерных игр Castlevania, Кодзи Игараси, в один прекрасный день решил изменить дизайн персонажей игры. Его не устраивало, что в этом таинственном мире, населенном вампирами и другими невероятными существами, главный герой предстает суровым мачо, грубым и мужиковатым.
Главных героев различных частей игровой серии было практически невозможно отличить друг от друга, их путали даже сами создатели, называя их всех, при разнообразии биографий и сюжетных линий, одинаково – просто «Симоном». Несмотря на сложный сюжет и интересные решения, игры были слишком примитивными с визуальной точки зрения. Кроме того, компания решила расширить целевую аудиторию и привлечь больше игроков-женщин. Руководство компании справедливо полагало, что женщины захотят видеть более эстетичную картинку и героев, соответствующих азиатскому идеалу красоты – тонких, нежных, изящных и при этом опасных. Игараси хотел наполнить игру особой вампирской эстетикой, кровью и тьмой, а не потом и мускулами.
Размышляя об этом, Игараси отправился в ближайший книжный магазин. Там он просматривал книгу за книгой в поисках иллюстрации, которая отражала бы его замысел, пока не наткнулся на выполненную Кодзимой обложку. Он выбрал еще несколько книг с иллюстрациями других авторов, но вся команда однозначно признала работу Аями совершенной, идеально отвечающей новому курсу игры.
Когда Игараси сумел связаться с Аями, она даже не могла понять, кто он и чего он хочет, а он даже не мог представить, что молодая художница может быть так далека от игровой индустрии! Но игры никогда ее не интересовали. В недавнем прошлом она разрабатывала обложку еще для одной игры, но в своих интервью даже не могла вспомнить ее название (это была игра Soldner’s Child — стратегия на Sega Saturn от KOEI). Но вскоре работа над миром Катслвании захватила ее с головой.
Игараси ни в чем не ограничивал Аями, полагаясь лишь на ее талант и собственную интуицию. Он вкратце объяснял ей сюжет и роль персонажа, а затем просил выполнить несколько набросков, передающих ее ощущения. Кодзима утверждает, что продюсеры никогда не вдавались в детали и не объясняли, что влияет на выбор ими того или иного дизайна.
Часто персонажи Аями предстают белокурыми или альбиносами, иногда огненно-рыжими – просто потому, что это «лучше смотрится в игре», делает героев ирреальными.
Разрабатывая костюмы, Кодзима создает настоящий коктейль из веяний современной японской уличной моды и средневековой одежды. Правда, необходимость анимировать персонажей в трехмерной графике очень ограничивает Аями – ее тянет к сложным конструктивным решениям, а вот аниматоры протестуют.
Самым своим любимым персонажем в Castlevania Аями называет загадочного графа Дракулу – ей нравятся образы, от которых веет древностью, нравится возможность выразить жизненный опыт через внешность и костюмы.
А вот совсем юных существ, особенно маленьких девочек, она рисовать не любит – слишком сложно придать их облику индивидуальность, некую историю, удержаться на грани между невинностью и демонизмом, не повторяя уже существующие образы и не следуя устоявшимся штампам.
В интервью Аями Кодзима неоднократно говорила, что хотела бы видеть своих персонажей в аниме или фильме, и размышляла, что было бы интересно включение персонажей с другим цветом кожи – ее завораживает главный герой фильма «Блейд». Не так давно в США была экранизирована одна из частей игры Castlevania, где Исаак – выходец из Африки (в игре он рыжеволосый и белокожий юноша).
Аями с радостью и удивлением следит за тем, как ее персонажи обретают новую жизнь – в трехмерных играх или… в реальности! Как-то раз она отправилась в магазин комиксов (Аями – большая поклонница жанра сенен, глубоких тем и серьезных сюжетов) и встретила нескольких ребят в странных костюмах. «Я уже где-то видела их!» — подумала Кодзима. Она начала перебирать в уме образы из манги и аниме… а потом поняла, что юноши нарядились персонажами Castlevania, которых она и придумала! «Оживление» персонажей заставляет ее испытывать трепет и гордость, а настоящая награда за все труды, творческие муки и споры с продюсерами – это популярность игры с ее дизайном.
Сейчас у Аями Кодзимы огромное число фанатов по всему миру. Многие стремятся подражать ее уникальному стилю, находят вдохновение в ее работах, стремятся приобрести артбуки с ее рисунками. Сама Аями завершила работу над Castlevania, но продолжает разрабатывать дизайн для других игр, посвященных вампирам.