Режиссеру Клоду Лелюшу долго не везло.
Он снимал по картине в год, занимался документальным кино, но все его фильмы были убыточны. После краха фильма «Решающие мгновения» режиссер чуть не покончил жизнь самоубийством. И вдруг происходит чудо. Его находит никому не известный канадский продюсер и предлагает снять фильм за 40 тысяч долларов для проката по всей северной Америке. Главное условие : фильм должен быть цветной.
«Я соглашаюсь, — пишет в своей книге «Баловень судьбы» Клод Лелуш, — но задним числом осознаю, что даже эти сорок тысяч долларов не позволят мне (учитывая стоимость плёнки) снять в цвете весь фильм. Тогда я пускаюсь на хитрость. Вернее, прибегаю к уловке в виде компромисса. Не говоря, естественно, ни слова моему заказчику, я решаю сделать натурные съёмки «Мужчины и женщины» в цвете, а интерьеры снять в чёрно-белом изображении.
Этот приём даст мне возможность не выходить за рамки бюджета. Если мне чуть-чуть повезёт, то будущие зрители фильма, не зная моих низменных материальных соображений, увидят в этом приёме оригинальное художественное новшество».

Все так и произошло. Лелюша признали гением, а его черно-белые вставки — новым словом в кинематографе.
На самом деле славу фильму составили не перемены цвета и ч-б. Лелюш не ошибся в выборе актеров — он не сыграли, они прожили эту любовь и эту жизнь.
Жан Луи Трентеньян согласился сниматься у Лелюша, даже не читая сценария (а его еще и не было!) На роль героини режиссер хотел пригласить Роми Шнайдер. Однако актриса решительно отказалась сниматься у неизвестного режиссера. В то время она была звезда, а имяЛелюша было знакомо лишь узкому кругу кинематографистов.  Анук Эме тоже считалась звездой, много снималась в Италии у Федерико Фелинни, но с Лелюшем они дружили.
Перед началом съемок каждой сцены режиссер инструктировал актеров по отдельности, поэтому они не знали, чего ожидать друг от друга в кадре. Дублей не делали. Если сцена не нравилась — от нее сразу отказывались и снимали другую.
На съемках вспыхнул роман между Анук Эме и актером, который играл ее погибшего мужа — Пьером Барухом. Актеры поженились во время съемок, а режиссер использовал это и снял несколько постельных сцен, когда героиня вспоминает свою счастливую замужнюю жизнь.
И, конечно, несомненный спех обеспечила фильму бесподобная музыка Франсиса Лея, тогда никому еще не известного композитора. Лей был уличным музыкантом и его однажды услышал актер Пьер Барух…
Фильм «Мужчина и женщина» получил все самые престижные кинонаграды — Золотую пальмовую ветвь и две премии «Оскар».
Для меня этот фильм стоит в первой строчке лучших мировых киношедевров о любви.

©






✉ Для подписки на сайт, введите e-mail: