Друзья, а у вас бывает такое: увидели картинку из какой-нибудь страны, поняли, что безумно туда хотите и, в конце концов, сделали все, чтобы там оказаться? У меня такое было дважды! Первый раз еще в школьные годы я нашла в какой-то энциклопедии фотографию из Йемена: мужчина в национальной одежде стоял с заткнутым за пояс кривым кинжалом-джамбией. Я поняла, что жить не смогу, если не побываю в Йемене и не увижу все своими глазами. И десять лет назад мы вместе с моей подругой Аней там побывали. Второй раз было после того, как я посмотрела фильм «Вий». Я поняла, что, если где-то существуют эти старые готические деревянные церквушки, со шпилями, устремленными в небо, с покрытыми посеревшими от влаги деревянными чешуйками и мхом крышами, я непременно должна их увидеть. И тогда мы с Антоном съездили в украинское Закарпатье. Но той поездки мне оказалось мало. Я настолько впечатлилась этими церквями, что захотелось повторить. Но, увы, из-за политических событий сие оказалось невозможным. И мы рванули в другое место — в румынский Марамуреш! Такие же церкви есть и там. Ведь по большому счету, с украинским Закарпатьем это — единый регион.

Марамуреш в Румынии — типичное захолустье. Вроде и дороги тут есть, и автобусы ходят. Но съезжаешь чуть в сторону с трассы и понимаешь, что глобализация не доберется сюда еще много лет.
2.

Деревенские избы с традиционными для Марамуреша резными воротами.
3.

4.

Мужчины и женщины в национальных костюмах. Скажите, где-нибудь еще в Европе люди одеваются в национальные костюмы повседневно? Только разве что по праздникам, верно? А тут так ходят всегда…
5.

6.

Без машины путешествовать по Марамурешу сложно. Общественного транспорта между деревнями почти нет. Точнее, он есть, но ходит очень редко — вспомните нашу провинцию, вот, примерно так же.

Мы остановились на ночь в селе под названием Ваду-Изей. Никаких отелей тут нет и близко. Но зато местные жители сдают комнаты в своих домах, кормят постояльцев завтраками. Такой формат тут называется пансион. Первым делом мы планировали добраться до монастыря Бырсана. До него шло приличное шоссе, и сначала мы вознамерились найти машину с водителем (увы, сами мы не за рулем). Всего-то около 15-20 километров до монастыря! Но, увы, то ли с машинами в Ваду-Изей была напряженка, то ли это просто тут было непринято, но даже хозяйка нашего пансиона не смогла нам помочь в этом. С такси, кстати, оказался такой же напряг! В сторону Бырсаны не соглашался ехать ни один водитель! Что делать? Оставалось испытать автостоп! И поначалу его перспектива была неплохой. Шоссе хорошее, трафик тоже ничего, кругом одни деревни. По логике вещей, стоять нам предстояло минут 10-15, не больше. Но увы и ах, с автостопом в Марамуреше тоже оказалось жестко! Мы отстояли там ровно час, и никто даже не притормозил, чтобы спросить, куда нам, собственно, надо! К тому же близился вечер… В общем, мы решили сворачиваться. Нет — так нет! Будем разбираться с темой добирания завтра. Но тут вдруг притормозила легковушка, и приятная пара местных пенсионеров согласилась довезти нас до места. О!!!

По-английски из них говорил только мужчина. Точнее, как говорил? Примерно, как я. :)) Никакого свободного владения, но обсудить какие-то простые вещи — вполне. Вот мы и обсудили. Мужчина спрашивал нас об уровне жизни в России, о зарплатах, о политической обстановке. И рассказывал обо всем этом в Марамуреше. В результате этого разговора, мы поняли, что живем примерно одинаково, их средний уровень равен нашему, да и соотношение богатых и небогатых людей примерно такое же. В общем, до монастыря мы домчали с ветерком. 🙂
7.

Надо сказать, что монастырь Барсана поначалу производит странное впечатление. Он безусловно красив и колоритен, но ощущения старины здесь нет. Наоборот, кажется, что все его церквушки, трапезная, кельи построены совсем недавно. Даже дерево еще не успело посереть от времени и сырости…
8.

9.

Поэтому, когда я прочитала, что монастырь был основан в 14 веке, я сильно удивилась. Но оказалось, что так оно и есть. Правда, с тех пор в нем церквей не осталось, монастырь забросили, а возродили его только во второй половине прошлого века — тогда и возвели заново большинство из них. Мы заходили внутрь одной из таких церквей. Согласитесь, несмотря на то, что она нестарая, фрески производят впечатление!
10.

11.

12.

13.

Впрочем, монастырь Бырсана и за всю свою историю не раз перестраивали и переносили с места на место. Так, к примеру, сначала его возвели на левом берегу реки Излы, а затем перенесли на правый берег. В середине же 16-го века монастырь Бырсана вообще отстроили заново на земле, принадлежавшей княжескому роду Драгош. В общем, чего его так переносили, история мутная и непонятная. Но как бы там ни было, Бырсана был настоящим центром культурной и духовной жизни Марамуреша, поскольку там издавна держали свою резиденцию православные епископы.
14.

15.

Сейчас монастырь по-прежнему действующий. В нем живут и трудятся 16 монахинь. И трудятся они, видимо, очень хорошо. Территория монастыря очень красива и в буквальном смысле утопает в цветах. Здесь есть иконописная мастерская и небольшой музей, рассказывающий о традициях и обычаях Марамуреша.
16.

17.

18.

19.

Но честно вам признаюсь, Бырсаны нам показалось мало. И на следующий день мы с Антоном и с Даней решили продолжить осмотр местных церквей и найти действительно старые.

А таких в Марамуреше очень много — несколько десятков, если быть более точной. Если вы возьмете карту этих мест, то на ней буквально не окажется места, где нет традиционных церквушек. Однако подвох в том, что они раскиданы по деревням. А у нас, как вы помните, не было машины. Правда, в одну из деревень несколько раз в день ходила маршрутка. Поэтому в этот раз мы решили скомбинировать попытку уехать на ней с попыткой автостопа: пришли на остановку и стали стопить проходившие мимо машины. Если пойдет маршрутка, уедем на ней, — думали мы. — Если нет, то, может, нас снова кто-нибудь подвезет.
20.

21.

Но теперь все оказалось еще хуже, чем накануне. Мы снова простояли не меньше часа, но несмотря на приличный трафик, желающих нас подвезти не нашлось. Однако часа через полтора действительно появилась маршрутка, и мы добрались до места на ней.

Итак, церковь в Будешти, построенная в 1642 году. Она прекрасно сохранилась с тех самых пор, и ЮНЕСКО внесло ее в свой список всемирного наследия.
22.

23.

Кстати, церквушка оказалась действующей до сих пор! Но, видимо, открывалась она только по выходным и праздникам. Когда же к ней подошли мы, она была закрыта.
Вид через замочную скважину.
24.

Впрочем, для туристов рядом висела бумажка с телефоном смотрительницы. И буквально через несколько минут после нашего звонка она пришла и открыла нам двери. Вот так выглядит церковь изнутри! Все иконы на стенах и росписи тоже 17 века. Что тут скажешь? Потрясающая старина! Такое ощущение, что ты словно в другом мире!
25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

А это — выгоревший крест в дереве. Если я ничего не путаю, есть какая-то легенда, что в дерево ударила молния. А когда его стали рубить на дрова, внутри вдруг обнаружился этот крест. В общем, теперь это — святая реликвия.
33.

А ведь для местных жителей это — самый обычный деревенский храм с кладбищем по-соседству, где похоронены их предки…
34.

Потом мы еще немного погуляли по Будешти. Обычная деревня, с обычными деревянными избами, резными воротами, плетнями вдоль улиц, гусятами, купающимися в лужах, и любопытными жителями, для которых заезжие туристы — редкость.
35.

36.

37.

38.

Мы нашли колодец на улице, и Даня попросил достать ему воды. А пока доставали, из ближайшего дома вышла бабушка и стала следить за процессом. Когда мы подняли ведро, она протянула нам пластиковую кружку, чтобы мы налили воду туда. И так и смотрела, пока Даня пил. 🙂
39.

Вот такая вот глушь…

©



✉ Для подписки на сайт, введите e-mail:




Смотрите также: