Одна из крупнейших морских катастроф XX века.

Изначально линкор Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск» был итальянским. Он был построен в Италии в 1910–1913 годах, принадлежал прогрессивной по своим временам линейке линкоров типа «Конте ди Кавур» и назывался «Джулио Чезаре».

СССР получил дредноут после войны, в 1948 году, когда страны-победительницы принялись делить итальянский военный флот. Вообще-то СССР претендовал на три новых линкора типа «Литторио», но получил старенький, хоть и по-прежнему внушительный «Джулио Чезаре».

Торжественный спуск на воду новейшего итальянского линкора «Джулио Чезаре»

Проблемы с «Чезаре-Новороссийском» начались практически сразу. Ррусским достался корабль в плачевном состоянии: с 1943 по 1948 год дредноут стоял на приколе, без должного технического обслуживания, и успел пообтрепаться. Да и вообще он строился по стандартам 30-летней давности, и это чувствовалось, особенно в том, что касалось условий жизни экипажа.

Например, первым делом, вместе с обновлением электромеханической части линкора, пришлось в ускоренном режиме отстраивать на судне камбуз, так как до этого готовили прямо на палубе. Все ремонтные работы на корабле приходилось проводить по наитию: техническая документация на русском, разумеется, отсутствовала, итальянского же никто на корабле не знал. Переводчики не помогли — требовалось владение техническим вокабуляром. В общем, переход из итальянского флота в советский шел с трудом.

Красноречивые отрывки из воспоминаний командира трюмной группы Ю.Г. Лепехова: «В таких условиях командованием флота была поставлена задача в трехмесячный срок привести корабль в порядок, создать и отработать на совершенно незнакомом иностранном корабле (линкоре!) боевую и повседневную организацию <…> Политическая обстановка требовала продемонстрировать способность советских моряков быстро освоить полученные итальянские корабли. В итоге после очередной штабной проверки командующий эскадрой контр-адмирал В.А. Пархоменко <…> буквально „вытолкнул“ линкор в море. <…> Так и началась служба в составе Черноморского флота корабля, непригодного, по сути дела, к нормальной эксплуатации».

С 1950 по 1955 год «Новороссийск» успел побывать в ремонте аж семь раз. И все-таки флот гордился приобретением: уже в 1949-м линкор принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. Несмотря на многочисленные недостатки, «Новороссийск» был на тот момент самым сильным боевым кораблем СССР.

«Новороссийск» в Севастополе

Гибель

Вечером 28 октября 1955 года линкор зашел в порт Севастополя и занял место на бочке № 3 в районе Морского госпиталя. Швартовка получилась нештатной: старпом проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть команды отбыла на берег.

Первый взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила, раздался через несколько часов, 29 октября в 1 час 31 минуту, под корпусом корабля, с правого борта в носу. Взрыв вырвал часть палубы полубака и пробил в подводной части дыру в 150 кв. м. Первый взрыв унес жизни 150-175 моряков: в носовой части находились кубрики.

Второй взрыв прогремел через 30 секунд после первого, на этот раз на левом борту. В результате взрыва возникла вмятина в 190 кв. м.

Началась операция по спасению судна. Был отдан приказ о буксировке линкора к берегу, но вскоре линкор сел носом на грунт. Прибывший на место гибели корабля вице-адмирал Пархоменко никак не отдавал приказ об эвакуации с корабля моряков, не участвовавших в спасательных работах: на юте собралось около тысячи человек.

В 4 часа 14 минут линкор лег на левый борт и уткнулся мачтами в грунт. Окончательно корпус корабля исчез под водой в 22.00.

В результате трагедии погибли 829 человек, в том числе участники спасательных бригад с других кораблей. Многие оказались заперты в отсеках опрокинувшегося корабля. Спасатели-водолазы слышали стуки запертых в корпусе линкора вплоть до 1 ноября.

Работы по подъему судна со дна провели летом 1956 года. Затем «Новороссийск» отбуксировали в Казачью бухту и перевернули. Позже корабль был разобран на металл.

Взрыв на «Новороссийске» стал одной из крупнейших трагедий на флоте в XX веке (тем более в мирное время). До сих пор выдвигаются разные версии происшествия, среди которых диверсия со стороны итальянцев, не пожелавших мириться с тем, что их корабль достался СССР, и намеренный подрыв советскими же спецслужбами с «внутриполитическими целями». Но наиболее вероятной кажется версия с немецкими минами, поставленными в порту еще во времена войны.

 

©