Регион Нижняя Силезия с экономически развитым городом Бреслау славилась своими древними аристократическими родами и богатыми землевладельцами. Во время Второй мировой войны авиация союзников не долетала до Нижней Силезии, и сюда свозили золото, драгоценности, ценные бумаги и произведения искусства со всего рейха. В Бреслау размещался Королевский музей искусства и старины, много драгоценностей и часть имперского золотого запаса.

Известно, что в конце войны гауляйтер Нижней Силезии Ханке приказал музейному хранителю Гюнтеру Грудманну продумать эвакуацию ценных исторических памятников и произведений искусства. Гюнтер утверждал, что успел спрятать часть сокровищ, но после войны польским властям удалось отыскать множество тайников, содержимое которых сегодня хранятся в Национальном музее Вроцлава.

Однако много сокровищ пропало, и по одной из версий они находилась в 12 вагонах исчезнувшего поезда. В эшелоне было три вагона с имуществом Германа Геринга, эвакуированного из Восточной Пруссии, три вагона с имуществом Эриха Коха, вагоны с золотом и ценными бумагами, принадлежавшими вроцлавским банкам, экспонатами городских музеев и галерей. Одного золота было до 300 тонн.

По известной легенде весной 1945 году, когда Бреслау уже практически был окружен, наступающей в Европу Красной Армией тонны золота и драгоценностей были погружены в вагоны бронепоезда, который вышел из Бреслау в направление городка Вальденбург. Расстояние между населенными пунктами всего 65 километров, но именно на этом отрезке поезд пропал. «Живым источником» истории является польский шахтер Тадеуш Славиковский, который в 70-х годах услышал о поезде от знакомого немца, воевавшего под Бреслау.

Историю о сокровищах подтверждает и бывший капитан полиции Бреслау Герберта Клозе, который после войны жил в Нижней Силезии по поддельным документам и был арестован в 1953 году. На допросе Клозе заявил, что был свидетелем эвакуации золота, однако вывезли его не поездом, а на грузовиках и не в Вальденбург, а в направлении Судетских гор, что на западе Чехии. Позднее бывший полицейский постоянно менял свои показания, чем затягивал следствие.

Часть исследователей склона считать, что поезд и дюжину вагонов с огромными богатствами загнали в секретный туннель возле замка Ксендж, возле современного города Валбжих. Предполагаемыми местами поиска сокровищ также называют гору Собес у городка Пелерсдорф или гору Снежка в Судетах.

Горы Нижней Силезии на границе с Чехией были шахтерским регионом с множеством выработанных и рабочих шахт и штолен. Во времена рейха здесь концентрировались подземные хранилища и стратегические производства, под той же горой Собес размещался секретный патронный завод. До сегодняшних дней карты подземных сооружений нет.

Польский историк Павел Родзиевич считает, что искать золото вблизи Вальденбурга, который сегодня называется Валбжихом бессмысленно. Согласно данным исследователя золото из Бреслау было благополучно переправлено в Берлин и передано на хранение в Центробанк, где судьба драгоценностей теряется. Другие скептики считают, что поезд был обнаружен правительством Польши еще в 50-х годах по наводке капитана Клозе, который получил за это подозрительно мягкий приговор суда.

Практически каждый год в прессе появляются публикации о том, что в одной из пещер или секретном подземелье находят следы клада или весь поезд целиком, однако эти сообщения так и остаются только слухами.

Александр Бражник

©